Постановка голоса, тренировка речевого аппарата (дыхание, дикция, тембр…). Владение мимикой, жестами, правильное использование пространства

Совет преподавателю. Мастерство публичного выступления во многом  определяется  качеством  его  звукового  оформления. Поэтому совершенно  необходимо  обучение  профессиональному  произношению  и  технике  речи.  Эти  задачи  во  многом  пересекаются, могут решаться на  одном  материале. На  первых  занятиях  остановимся  на  технике речи.

Упражнения по технике речи направлены на совершенствование дикции, дыхания и голоса. Постановка голоса, расширение его диапазона, укрепление его силы и выносливости требуют особой подготовленности, поэтому целесообразно пригласить на занятия специалиста из театрального или музыкального учебного заведения,  где  методика работы по технике речи имеет давние традиции  и  успешно применяется. Если такой возможности  нет, необходимо воспользоваться литературой, в которой подробно описаны  упражнения  по  развитию фонационного дыхания, отработке дикции, изменению  высоты  и  силы голоса, развитию  полетности  звука и  темпа  речи,  владению разными видами ударений, пауз и интонации: Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955; Петрова А.Н.  Сценическая речь. М., 1981;  Выразительное чтение. М., 1972;  Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. М., 1976;  Савкова З.В. Упражнения по технике речи // Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. М., 1973 и др.

При постановке дыхания важно обратить внимание на правильное положение тела при говорении, на владение диафрагмально-реберным дыханием, на ровное распределение воздуха при выдохе, на умение добирать воздух в процессе речи. Звук образуется на выдохе, поэтому нужно отрабатывать как можно более долгий и плавный выдох. Благодаря этому воспитывается выдержка, гибкость и легкость дыхания.

Дыхательные упражнения выполняются с одновременным произнесением отдельных звуков (ф, с, ш, х), звукосочетаний (кпт-кпт…, и-з-а-о-у-ы и др.), отдельных фраз, поговорок, стихотворных текстов.

Постановка и воспитание голоса – это выработка умения пользоваться всеми голосовыми данными человека (силой, высотой, тембром). Основными являются упражнения на постепенное повышение голоса, которые хорошо выполнять в сопровождении музыкального инструмента. Музыкальное звучание гаммы указывает следующую ступень высоты голоса. От произнесения отдельных сочетаний согласных звуков с гласными необходимо перейти к отработке слов, фраз, четверостиший.

К упражнениям на повысотное движение голоса можно добавить и варьирование силы звуков, темпа речи (например, с одновременным повышением высоты голоса на каждой новой строке усиливать звук к концу строки, а новую начинать тихо, при этом к концу четверостишия увеличивать темп речи). Развитие диапазона голоса избавляет речь от монотонности, делает ее выразительной, придает голосу особую красоту.

Техника речевого воздействия требует специального внимания к распределению звука и слова в пространстве, т.е. к полетности звука. В литературе советуют выполнять необходимые упражнения с мячом. Слово или фраза точно посылается партнеру в нужном направлении вслед за мячом, причем партнер может двигаться.

Профессиональная речь  отличается  хорошей  дикцией, позволяющей  слышать  и  понимать  сказанное  всем  и  в  любом  месте  аудитории. Это  качество  отрабатывается  при  постановке голоса, увеличении  выносливости  речевых органов и слаженности их движений. В практике публичных  выступлений  дикция  связана  с  орфоэпией (правильным произношением). Таким  образом,  работа  над дикцией составная часть постановки профессионального произношения. Эти задачи требуют постоянной тренировки. Упражнения подробно описаны в указанной литературе.

Гибкость, активность и податливость речевого аппарата и его отдельных мышц развиваются при помощи артикуляционной гимнастики специальных упражнений для рта, губ, челюстей. Четкое произношение во многом зависит от правильной работы языка. Особенно следует обратить внимание на положение языка при произношении звуков р-л-д-т.

Специальные упражнения направлены на отработку звучания гласных (в том числе йотированных) и согласных звуков (в изолированном виде, в составе звукосочетаний, фраз, пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворных отрывков).

Дикционные упражнения необходимо соединять с изменением силы и высоты звука, темпа речи, те. речевая техника отрабатывается комплексно.

Совет студенту. С первых занятий следите за соблюдением в своей речи орфоэпических норм. Описанию норм литературного произношения посвящено немало монографий (см., например: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984), однако представляется, что при постановке профессионального произношения неоценимую помощь вам окажет учебное пособие Ж.В. Ганиева «Русский язык: Фонетика и орфоэпия» (М., 1990). В специальном разделе автор рассматривает проблемы совершенствования культуры русской профессиональной речи, дает конкретные задания для студентов по разграничению обиходных (разговорных) и профессиональных (строгих) вариантов произношения. Выполните, например, следующие задания: запишите на магнитную ленту текст последних новостей в исполнении телеведущего и в собственном исполнении; сопоставьте записи с точки зрения вариантов произнесения и дикции. При обучении мастерству публичной речи такие задания необходимо дополняют работу над правильностью произношения.

Обратите внимание  на  ряд черт профессиональной речи, описанных  в  указанном пособии: недопустимость полного выпадения согласных в  некоторых сочетаниях согласных (в словах типа  средства,  заводской  на  месте сочетаний согласных произносится звук  ц  с призвуком с;  в  словах  поездка,  громоздкий,  студентка согласные  д/т  не  выпадают,  на их месте произносится звук т; необходимость произношения удлиненных согласных в словах мировоззрение, восстание, расстояние, численность; сохранение звука  й  в  заударных окончаниях прилагательных (старые), в конце основ  глаголов  (умеет,  знает);  нежелательность  слияния  слов  с  конечным  и  начальным  с  и  ш  (рос  широким).   Необходимо  также  следить  за  произношением слов иноязычного происхождения, отдельных грамматичес­ких  форм,  сложносокращенных слов, русских имен и отчеств.

При отработке орфоэпических норм и норм ударений используйте словари: Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1997; Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста. М., 1981; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1985; Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. Л., 1973; Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. М., 1984; Русская речь в эфире: Комплексный справочник. М., 2000  и др.

С техникой  речи связан вопрос о словесном ударении. На занятиях необходимо отрабатывать не только правильность постановки ударения, но  и  качество его исполнения. Умение четко  делать ударение в слове, подчинять  ударному  гласному  звучание  других  гласных  можно  тренировать  на  следующих  группах  слов:  волокно,  наверняка,  изумлена;  волокна,  наверное,  изумление;  жизненный,  красочность, жемчуг; жизнерадостный, красоваться, жемчужный (даны в пособии Н.М. Соловьевой). Работа над орфоэпией и дикцией будет продолжена на следующих занятиях, посвященных выразительному чтению.


В речи со словом тесно связаны жесты и мимика.  Иногда глаза,  выражение лица,  жест, поза человека  при общении могут сказать больше, чем слова. Жестикуляция, мимика определяются ситуацией, отношениями говорящих, их социальной  принадлежностью.  Воспитанного человека  характеризует сдержанность  жестов и мимики. Интенсивность жестов может  быть связана с  эмоциональностью  собеседника или его взволнованностью.

Жесты и мимика входят в состав невербальных компонентов общения, которым будут посвящены отдельные занятия. Пока ограничимся выявлением функций жестов и мимики в разговорной речи (усиление речи, модификация ее, противоречие ей, замещение ее), определением разных значений неязыковых средств (указательные, описательные, эмоциональные, модальные, ритуальные, ритмические и т. д.).

Богатый материал для наблюдений содержится в лингвострановедческих словарях: Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991; Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. М., 2001. Необходимы также наблюдения за живой разговорной речью, анализ записей разговорной речи.

Выполните следующее задание: определите функции и значение жестов в контекстах разговорной речи. Телеграмму дал? Забыл (рука прижата к щеке). Как же за эту работу дали премию? Ну это не я же давал (развел руками) (примеры взяты из кн.: Русская разговорная речь. М., 1983). В первом случае жест выражает стыд, просьбу о прощении, сопровождает речь и замещает слова прощения. Во второмудивление, недоумение: как можно отвечать за то, чего ты не делал? С помощью жеста выражаются названные эмоции. Просты в трактовке описательные жесты, например: А нос у нее вот такой вот! (показывает).

Полезно и интересно выполнение игровых заданий: используя невербальные средства, изобразите определенные эмоции (радость, страх, разочарование, удивление, гнев и т. д.); придумайте и покажите пантомиму с последующей ее расшифровкой; выразите разными способами согласие/несогласие с собеседником; произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией и разной мимикой (Нужна мне ваша курица!); отработайте этикетные нормы жестов (приветствие, прощание); выявите национальную специфику жеста (например, по лингвострановедческим словарям разных языков).

Выясните,  в  каких ситуациях «соматическое речение» (язык жеста, мимики, взгляда)  является  наиболее  предпочтительным, более гибким с точки зрения культуры общения (выражение эмоций, разных аспектов межличностных отношений, ритуалы, занятость вербального канала связи и т.д.).  

Проведитесамонаблюдение с целью последующего самовоспитания, обратив внимание на целесообразность собственных жестов, соответствие их смыслу речи, ситуации общения, на степень их интенсивности, на высоту и громкость своего голоса, на способность сдерживать негативные (а иногда и положительные) эмоции, на выражение своего лица при общении с людьми.

Невербальное сопровождение, особенно значимое в рамках устного общения, различно в неофициальной и официальной речи. В устной публичной речи (например, в речи лектора) содержатся преимущественно два вида жестов указательные и выделяющие основные мысли. Убедитесь в этом, понаблюдав за преподавателями, читающими лекцию, и студентами, выступающими перед аудиторией с каким-либо сообщением. Обратите внимание, как подключаются другие средства невербального ряда (интонация, поза).

При общении необходимо уметь пользоваться пространством. Помните, что зона официального общения расстояние, равное длине двух протянутых рук, зона дружеского общения длине двух согнутых в локте рук. Сравните национальную специфику использования пространства (хотя бы по кинофильмам).

При подготовке к занятиям используйте литературу:

Разновидности городской устной речи, М., 1988 (статьи Е.А. Земской и Т.Г. Винокур);

Русская разговорная речь. М., 1983. Гл. 5;

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980;

Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983;

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989;

Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. М., 1991.

Обязательно прочитайте две последние книги и поработайте с лингвострановедческим словарем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector