В наши дни возрастает роль общегуманитарного воспитания

В наши дни  возрастает роль общегуманитарного воспитания. Одной из важнейших задач его является формирование речеведческих навыков: необходимо учить говорить, создавать текст в наиболее совершенном виде, успешно воздействовать на аудиторию, обеспечивать контакт и взаимопонимание с ней. Особенно это нужно людям, чья профессия связана с публичной речью (преподавателю, лектору, оратору, диктору, переводчику, руководителю и т. д.).

Любое выступление решает в целом какую-то главную задачу (сверхзадачу): убедить, доказать, информировать, объяснить, передать знания, т. е. определенным образом воздействовать на аудиторию. Этим обусловливается выборязыковых и неязыковых средств общения. Эффективность воздействия на аудиторию зависит не только от содержания речи, ее соответствия интересам слушателей, убедительности аргументации и удачно подобранных примеров, но и от умения говорящего правильно, четко и выразительно произнести речь.

Не менее важны умения в использовании письменной речи. Уметь хорошо говорить  еще не означает умения хорошо писать. При этом речь не идет о написании художественных текстов, для чего нужно иметь талант. Не каждый студент станет писателем, но каждому придется столкнуться с написанием курсовой работы, заявления, а потом и докладных, возможно, распоряжений, проектов законов и т. д.

Данный практикум рассчитан не только на занятия под руководством преподавателя, но и на самостоятельную работу студентов по овладению навыками эффективного использования возможностей русского языка. 

Совет преподавателю. Предлагаемая последовательность проведения  практикума представляется наиболее целесообразной: от занятий по технике речи, выразительному чтению и овладению нормами грамотной и уместной речи перейти к анализу текстов разной стилевой принадлежности, к созданию собственных текстов в устной и письменной форме как наиболее  сложному виду речевой деятельности. В  зависимости  от  будущей  специальности   студентов, от  выделенных на  данный  курс  часов, от  взглядов,  возможностей  и  желания  преподавателя  данная  последовательность может быть изменена, какие-то  разделы  практикума  могут быть  опущены,  отданы  на  самостоятельную  или  зачетную  работу студентов.

На практических занятиях по предлагаемой тематике могут возникнуть трудности психологического характера. Не каждый студент может свободно, без стеснения,  выразительно прочитать текст, общаться с преподавателем и аудиторией, принимать участие в ролевых играх и дискуссиях. Для  успешной работы преподаватель должен создать психологически благоприятную обстановку, в которой каждый студент сможет раскрыть и развить свои способности. Необходима особая атмосфера – атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, свободного и раскованного общения.

Установление тесного контакта между студентами в группе, между студентами и преподавателем задача не из легких. Поэтому первые занятия необходимо посвятить этой цели. Преподаватель может обратиться за помощью к специалисту-психологу, пригласить его на занятия. Кроме того, в психологической литературе, посвященной искусству общения, предлагается множество упражнений, которыми может воспользоваться преподаватель (см., напр.: Добрович А. Общение: наука и искусство. М.,1980; Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989 и др.). Самыми простыми из них являются, например, касания друг друга, снимающие напряжение и нервозность при общении; эмоциональные «поглаживания», ободряющие и «согревающие» собеседника: доверительные рассказы о себе и беседы на личные темы и т. д. Преподаватель должен обладать при общении со студентами большим тактом, умением говорить хорошее,  внушать веру каждого  в свои силы. К этому он должен приучать и своих учеников. Установление доброжелательной атмосферы  является предпосылкой для коллективного творчества, успешного развития способностей каждого студента. Важно, чтобы преподаватель знал и учитывал индивидуальные особенности своего ученика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector