Анализ финансовых результатов

«Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах . общим финансовым результатом является валовая прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что с одной стороны, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, с другой стороны служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятия, так и государство.»

Содержание прибыли (убытка) от реализации выражается формулой:

П (У)Р = ВР – СР – КР – УР, где:

ВР – выручка от реализации товаров, работ, услуг  ( без НДС), СР – себестоимость реализации товаров, работ, услуг, КР – коммерческие расходы, УР – управленческие расходы.

Задачами анализа прибыли являются оценка плана прибыли и изучение состава и структуры прибыли в динамике, выявление и количественное измерение факторов, формирующих прибыль, выявление резервов роста прибыли, разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия. Основным источником информации является форма 2 «Отчет о финансовых результатах»

Оценка уровня и динамики валовой прибыли ООО «ЛКЗСМ» за 2000-2001 годы представлена в таблице

Таблица 21

Анализ показателей прибыли. тыс.руб.

Показатели

2000

2001

Откл.

1.Прибыль от реализации

4915

16486

11571

2. Проценты к получению

 

 

0

3. Проценты к уплате

 

 

0

4. Прочие операционные доходы

1

92

91

5. Прочие операционные расходы

854

717

-137

6.Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

4062

15861

11799

7. Прочие внереализационные доходы

544

424

-120

8. Прочие внереализационные расходы

28

1868

1840

9. Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

5241

6352

1111

Итого балансовая прибыль

-663

8065

8728

 

С позиции эффективности хозяйственной деятельности работу завода  в 2001 году можно назвать удовлетворительной. В 2000 и 2001 годах предприятие имело прибыль от реализации, которая в 2001 году увеличилась на 11571 тыс. руб., превышение сальдо прочих операционных расходов над прочими операционными доходами снизило прибыль от реализации до 15861  тыс. руб. Сокращение прочих внереализационных доходов на 120 тыс. руб. при росте внереализационных расходов на 1840 тыс. руб. и рост производимых за счет прибыли отчислений снизило балансовую прибыль предприятия в 2001 году до 8065 тыс. руб, тогда как  за 2000 год был получен балансовый убыток в сумме 663 тыс. руб.

Факторный анализ прибыли от реализации состоит в расчете факторов, определяющих ее объем: изменение отпускных цен на продукцию, изменение объема продукции, изменения в себестоимости продукции. Анализ проведен по данным предприятия за 2000 и 2001 годы. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации взяты из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2001 год и приведены в таблице 22

Таблица 22

Факторный анализ прибыли от реализации. тыс.руб.

Показатели

Базисный период

(2000)

Отчетный период

(2001)

Реализация отчетного периода в базисных ценах и себестоимости

Выручка от реализации продукции

39080

Σq0p0

57523

Σq1p1

51512,4

Σq1p0

Себестоимость реализованных услуг

34095

Σq0z0

40923

Σq1z1

44941,7

Σq1z0

Прибыль от реализации

4985

16600

 

 

Фактический объем продаж в 2000 году составил ( q 0)  31261 тонн., в 2001 ( q 1) году 41206 тонн.

Себестоимость 1 тонны продукции (z0 ) составила в 2000 году 34095 / 31261 = 1090,66 руб. Цена 1 тонны  ( p0)соответственно 1250,12 руб. в 2000 году z1 = 40923/41206 = 993,13 руб., р1 = 1395,99 руб.

         Влияние на прибыль изменения объема продаж:

ΔП ( Δq) = Δq (p0 — z0) = 9942*( 1250,12 – 1090,66) = 1585 тыс. руб. За счет увеличения в 2001 году объема продаж на 9942  тонн прибыль от реализации возросла на 1585 тыс. руб.

Влияние на прибыль изменения уровня цен.

ΔП ( Δ р) =  (q1 p1 — q1р0) = 57523 — 51512,4 = 6010,6  тыс.руб. За счет роста отпускных цен  в 2001 году прибыль от реализации возросла на 6010,6 тыс. руб.

         Влияние на прибыль изменения уровня себестоимости.

ΔП ( Δ z) =q1 z1 — q1 z0 =  40923 – 44941,7 = — 4019,3  тыс.руб. Снижение себестоимости в 2001 году вызвало рост  прибыли от реализации на  4019,3  тыс.руб.

Проведенный анализ прибыли от реализации продукции свидетельствует о потенциальной возможности предприятия стимулировать рост прибыли за счет  роста производства, роста цен и снижения себестоимости 1 тонны продукции.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями – системой показателей рентабельности. Понятие рентабельности означает доходность, прибыльность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции, работ, услуг покрываются издержками производства и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Основными показателями рентабельности являются:

         Рентабельность активов (Ра) показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля , вложенного в активы Ра = чистая прибыль / средняя величина активов (валюта баланса).

         Рентабельность текущих активов ( Рта), показывает, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля , вложенного в текущие активы Рта = чистая прибыль / средняя величина текущих активов.

         Рентабельность собственного капитала ( Рск) отражает долю прибыли в собственном капитале Рск = прибыль от реализации / средняя величина собственного капитала.

         Рентабельность основной деятельности ( Рд), показывает какая доля прибыли от реализации в сумме затрат на производство Рд = прибыль от реализации / себестоимость продукции.

         Рентабельность производства (Рп) показывает, насколько эффективна отдача основных фондов Рп = прибыль от реализации / средняя величина основных фондов + средняя величина материальных оборотных средств.

         Рентабельность реализованной продукции ( Ррп) показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции Рпр = чистая прибыль / выручка от реализации.

         Рентабельность объема продаж ( Рпр) отражает величину прибыли на каждый рубль выручки от реализации Р пр = прибыль от реализации / выручка от реализации .

Таблица 23

Показатели рентабельности

Показатели

2000

2001

Отклонения

1. Общая величина имущества, тыс.руб.

20275

23693

3418

2. Собственный капитал, тыс.руб.

-5804

2261

8065

3. Величина текущих активов, тыс.руб.

17094

17691

597

4. Стоимость основных фондов, тыс.руб.

2438

5077

2639

5. Стоимость материальных оборотных средств, тыс. руб.

9336

11551

2215

6. Выручка от реализации, тыс.руб.

39080

57523

18443

7. Себестоимость выпуска, тыс.руб.

34095

40923

6828

8.Прибыль от реализации, тыс.руб.

4915

16486

11571

9. Чистая прибыль, тыс.руб.

-663

8065

8728

10. Рентабельность активов, стр.9/стр.1*100%

-3,3

34,0

37,3

11. Рентабельность текущих активов, стр.9/стр.3*100%

-3,9

45,6

49,5

12. Рентабельность собственного капитала, стр.9/стр.2*100%

11,4

356,7

345,3

13. Рентабельность основной деятельности, стр.8/стр.7*100%

14,4

40,3

25,9

14. Рентабельность производства, стр.8/(стр.5 + стр.4)*100%

41,7

99,1

57,4

15. Рентабельность реализованной продукции, стр.9/стр.6*100%

-1,7

14,0

15,7

16.Рентабельность объема продаж, стр.8 /стр.6*100%

12,6

28,7

16,1

 

Показатели рентабельности ООО «ЛКЗСМ»  , характеризующие производственную деятельность ( рассчитанные по прибыли от реализации) в  2001 году значительно возросли  и  свидетельствуют о повышении эффективной производственной деятельности. Показатели рентабельности, рассчитанные по чистой прибыли свидетельствуют об росте эффективности хозяйственной деятельности и ликвидации балансового убытка 2000 года. В 2000 году они имели отрицательное значение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector