Целенаправленный отбор

Особенностью квотной выборки является то, что в пределах заданной квоты интервьюер сам осуществляет выбор единиц для опроса. В этом и заключается главный недостаток данного способа отбора. По­этому в последнее время в квотный отбор вносятся элементы случай­ности. Так, интервьюеру дается не только задание на опрос соответствующего числа респондентов с определенным набором характеристик, но и указывается, с какого адреса следует начинать случайный отбор квартир либо в каких производственных подразделениях (школьных классах, студенческих группах) нужно осуществлять опрос. Однако вследствие отсутствия требования повторного посещения квартиры в случае, если никого нет дома либо временного отсутствия респондента с нужным набором характеристик, существует высокая вероятность систематических ошибок.

К неслучайным методам отбора относятся также стихийный и целенаправленный отбор.

Стихийный отбор – отбор, при котором в выборку включаются максимально доступные для исследователя (интервьюера) единицы наблюдения. Стихийный отбор представлен в основном отбором «перво­го встречного» и прессовыми опросами. Отбирая первого встречного (на улице, предприятии и т.д.), интервьюер неосознанно руководствуется при выборе респондентов личными симпатиями и предпочтениями, то есть отбор осуществляется субъективно.

В случае прессовых опросов решение о включении в выборку принимает сам респондент, отвечая или не отвечая на вопросы, опубликованные в газете или другом печатном издании. Поэтому в данном случае обследуются не представители всей читательской аудитории, а лишь наиболее активные ее члены.

Целенаправленный отбор (типический, «целевая» выборка) – это отбор, при котором выбираются единицы, свойства которых соот­ветствуют целям исследования. Так, например, при опросе покупателей универмага принимается решение опросить 90 мужчин, в том числе 25 подростков и юношей, одетых в спортивную одежду, 20 молодых муж­чин, одетых в брюки с рубашкой, 35 мужчин среднего возраста, одетых в деловой костюм. Так как данные о распределении этих категорий покупателей среди посетителей магазина отсутствуют, их соотношение определяется социологом достаточно произвольно.

И при стихийном, и при целенаправленном отборе социолог может статистически обоснованно распространить полученные выводы только на обследованную группу респондентов, на более широкую совокупность распространять результаты обследования недопустимо. Данные разновидности отбора, по всей видимости, нельзя относить к строго

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector