Развитие философии привело к ее самоотрицанию

Развитие философии привело к ее самоотрицанию. К самоотрицанию пришли субъективно-идеалистические концепции Беркли, Юма. Некоторые из французских материалистов также пришли к самоотрицанию: они пришли к тому, что весь мир подчинен механическим закономерностям.

У  Спинозы  субстанция едина. Мысль – способность тел, характеристика движения.

Лейбниц довел идею множественности до конца. За каждой  вещью окружающего мира скрывается своя духовная сущность, способная развиваться, т. е. заключен собственный мир, но находящийся на другой ступени развития. Таким образом , основное содержание человек черпает во внутреннем мире. Координирующей силой выступает Бог. Однако, по Лейбницу, вещи разумные могут существовать в неосознаваемом мире – природе. Поэтому посылка познания о силе познания перестает работать.

Немецкая классика (конец XVIIIвека)

Этап начинается с критических трудов Канта. Заканчивается Фейербахом.

Мир в очередной раз меняется, а философия предшествующего этапа приходит к своему самоотрицанию. После Великой французской революции Западная Европа становится единой, т. е. буржуазной. Наполеоновские войны меняют всю Европу. Экономические связи начинают распространяться за пределы Европы.  Активная колонизационная деятельность переносит такой тип жизни за пределы Европы. На первый план выступает единство разнообразного. Происходит за короткий срок и является результатом деятельности людей.

Особенности

В центре внимания находится познание, но особый интерес представляет  теоретическое познание. В понимании природы кардинальных изменений не происходит. А в человеке теперь главное – деятельность. В воззрениях на общество доминируют концепции, вытекающие из теории общественного договора. Возрождается и становится главной диалектическая точка зрения.

Кант

Начало такого рода поворота закладывает Кант. Он начинал как просветитель, жил в Кенигсберге. Его творчество можно разделить на два этапа:

1.      Докритический (до 70-х гг. XVIII века )

2.      Критический – после.

Второй период называется критическим, поскольку три основных труда Канта назывались: “Критика чистого разума”, ”Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Ему принадлежит теория возникновения Солнечной системы из газово-пылевой туманности.

Большое влияние на него оказали труды Юма. Постепенно он переходит на позиции агностицизма. Кант перевернул точку зрения классической философии.

До него познание понималось как созерцание. А Кант требует в первую очередь проанализировать сам процесс познания. В результате мы получаем, что познание – это активность субъекта, позволяющая формировать знание. Здесь, считает Кант, мы преодолеваем противоречия, возникающие в философии предшествующего типа.

Он пытается проанализировать познание как деятельность. При этом он признает существование объективного мира, т. к. что-то должно сопротивляться активности субъекта. Это так называемая вещь в себе – ноумен, сущность. Чувства – единственный канал, отделяющий нас от этих вещей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector