Тема: «Я последний поэт деревни…» (Тема России в ранней лирике Есенина.)

Цели урока: дать понятие об особенностях ранней лирики

                       С. Есенина, о роли деревенской избы в его поэзии;

                       развивать умение анализировать, текст находить

                       средства выразительности; сравнивать образную

                       систему С. Есенина и А. Блока; Воспитывать интерес

                       к русской поэзии любовь к слову.

Оборудование: Портрет С. Есенина, мини – тест на компьютерах, в центре класса композиция, оформленная на столике (самовар в русском стиле, рушник, томик   стихов С. Есенина).

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя.

Представьте себе рязанское село Константиново. Раннее утро.

Только что взошло солнце. Кругом тишина, только слышно, 

как громко ссорятся воробьи да голосисто кричат в каждом дворе петухи. Небольшая деревенская улица, по краям дороги

деревянные домики с резными ставнями… Вот в таком  же деревенском домике родился и вырос народный поэт С.Есенин.                                                                                                                                                                                                    

                             Низкий дом с голубыми ставнями,

                             Не забыть мне тебя никогда,-

                             Слишком были такими недавними

                             Отзвучавшие в сумрак года.

         Поэт так часто описывает его в своей поэзии, что нам кажется: мы стоим на деревенской улице перед домом. Давайте зайдем в этот низенький домик, и прикоснемся к миру есенинской поэзии.                                                                                                          

          

  3.  Анализ стихотворения «В хате».

        а) Чтение стихотворения наизусть.

        б) Работа по группам:

            — сообщение учащихся о цветовой гамме и запахах,

               изображенных  в этом стихотворении;

            — сообщение учащихся о движениях и звуках стихотворения;

            — сообщение учащихся о ключевых словах стихотворения (мать, печь).

         в) Вывод учащихся о том, чем дорог поэту мир дома.

 

4. Сравнительный анализ стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914 г.) и «Русь» (1914 г.) – проверка домашнего задания.

 

5. Беседа по иллюстрациям, выполненным ученицей. Она должна была нарисовать, как она представляет мир есенинской поэзии раннего периода по прочитанным стихотворениям. Ученица комментирует свои рисунки.

 

6. Подведение итогов анализа стихотворений.

  — Как бы мы отобразили схематично мир лирического героя С.Есенина? (Ребята предлагают свои варианты, на доске появляется схема: хата – деревня – голубая Русь).

 

7. Работа с тестом на экране мультимедиапроекторе.

  

На экране:

                                    Горячий воздух             Нищая Россия

                                    Голубая осина                Черемуховый дым

                                    Серые лужи                    Синий туман

                                    Прозрачные звуки         Тихая вода

                                    Земля одичалая               Звезды золотые

     Задание: На компьютерах словосочетания, которые отображают образную систему Есенина и Блока.  Они хаотично расположены. Расположите их в правильном порядке.

     

Ответ:                         Блок                                 Есенин

                                  Нищая Россия                    Синий туман

                                  Прозрачные звуки              Звезды золотые

                                  Горячий воздух                  Голубая осина

                                  Земля одичалая                  Тихая вода

                                  Серые лужи                        Черемуховый дым

 

8. Подведение итогов работы.

         Учащиеся делают вывод о различии образной системы Есенина и Блока.

 

9. Анализ стихотворения «Я последний поэт деревни».

     а) Слово учителя:

           Действительно, Блок – поэт города, Есенин – певец деревни. Для Есенина Россия – это деревня; гибнет деревня – гибнет Россия. В послеоктябрьской лирике многое меняется: и цветовая гамма стиха, и образная система поэта. На смену радости восприятия мира приходит осень, увядание.

     б) Беседа по вопросам:

          — Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какими средствами  передается?

          — Какой образный ряд подчеркивает трагедию поэта?

          — Почувствовали ли вы использование аллитерации?

          — Обратите внимание на метафору во второй строке. О чем пишет автор?

          — В чем особенность последней строфы? Что же изменилось?

          — Случайно ли словосочетание «двенадцатый час» повторено дважды?

          — Найдите ключевые слова, выстройте смысловой ряд. (Последний – прощальный – панихида – двенадцатый час).

          — Какой цвет у всех этих слов?

          — Какой стихотворный размер использует автор? Случайно ли это дольник?

 

10. Итоги рассуждений.

          — Какой же мы увидели есенинскую Русь?

 

11. Выставление оценок, домашнее задание по выбору: роль черного цвета у Блока и Есенина; цветовая гамма в поэзии Андрея Белого, Блока, Есенина.

 

12. Заключительное слово учителя.

      Закончился наш урок. Закончился день в рязанской деревне. Высоко в небе загорелись звезды. Где-то далеко негромко переливаются звуки тальянки. Во многих домах погасли огни. И только в одном доме горит огонек. Он ждет, зовет, спасает нас. Это огонек Родины.                                                                                 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector