Технология создания информационного образа объекта сайтостроения

     Выполнение курсовой работы по учебной дисциплине «Информационные ресурсы общества», прежде всего,  предполагает изучение предметной области (библиотеки, театра, фирмы, образовательного учреждения и т.п.), которая выступает в качестве  объекта сайтостроения.  Результатом такого изучения должно стать построение информационного образа объекта сайтостроения.

      Информационный  образ объекта сайтостроения – это  максимально полный перечень характеристик (атрибутов и аспектов), дающих целостное представление об учреждении (предприятии, организации, фирме) – объекте сайтостроения и позволяющих моделировать контент сайта в зависимости от его типа и функций.  Построение информационного образа объекта сайтостроения имеет принципиальное значение как на этапе исследования реальных web-сайтов, так и в ходе создания сайта учреждения, организации, фирмы и т.п. При  исследовании реальных web-сайтов построение информационного образа позволяет оценить степень полноты отражения на сайте всех аспектов характеристики объекта сайтостроения с учетом его специфики. В ходе создания сайта наличие такого инструмента позволяет снизить субъективность действий человека, обеспечить принятие обоснованных решений при определении состава атрибутов  объекта сайтостроения в ходе проектирования контента сайта конкретного учреждения, организации, предприятия, фирмы и т.п.

       Технология построения информационного образа объекта сайтостроения в обобщенном виде представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 — Этапы создания информационного образа объекта сайтостроения

 

Наименование этапа

Результат

Обеспечивающие средства

1. Выявление и изучение  понятийного аппарата, отражающего объект сайтостроения в первичном документальном потоке.

Иерархические схемы терминов и понятий, матрицы,  характеризующие  объект сайтостроения, его виды, функции и структурные компоненты  в первичном документальном потоке.

— нормативно-правовые издания (законы и подзаконные акты);

— нормативно-технические издания (терминологические стандарты);

— методические издания;

— научные издания;

— учебные издания;

— справочные издания;

— периодические издания   по данной предметной области. 

2. Изучение лексики, характеризующей   объект  сайтостроения в ИПЯ.

Иерархические схемы, матрицы,  характеризующие  объект сайтостроения, его виды, функции и структурные компоненты  в ИПЯ.

— классификационные ИПЯ (УДК, ББК, ДКД, ГРНТИ, классификаторы ТЭиСИ); 

— дескрипторные ИПЯ (дескрипторные словари, информационно-поисковые тезаурусы).

3. Изучение  лексики, отражающей объект сайтостроения в отраслевых нормативных документах

Иерархические схемы, матрицы,  характеризующие  объект сайтостроения, его виды, функции и структурные компоненты в отраслевых нормативных документах

— отраслевые нормативные документы (см. Интернет-сайты соответствующих Министерств),  например, «Паспорт культурной жизни региона», разработанный  ГИВЦ МК РФ для учреждений социально-культурной сферы.

4. Изучение  лексики, отражающей объект сайтостроения в методических рекомендациях Интернет-энциклопедий

Иерархические схемы, матрицы,  характеризующие  объект сайтостроения, его виды, функции и структурные компоненты в методических рекомендациях Интернет-энциклопедий типа  открытой энциклопедии «Рубрикана Интернет-сайта «Рубрикон», свободной энциклопедии «Википедия» и т.п.

— методические рекомендации открытой энциклопедии «Рубрикана» Интернет-сайта «Рубрикон»    (www.rubricon.ru)

— правила и рекомендации свободной энциклопедии «Википедия»  (http://ru.wikipedia.org/wiki)

5. Составление обобщенной характеристики объекта  сайтостроения

Обобщенные иерархические схемы видов, функций и атрибутов (свойств) объекта сайтостроения, частотный словарь, рубрикатор

— результаты  изучения объекта сайтостроения на этапах 1 – 4

6. Оформление информационного образа объекта сайтостроения

Информационный образ объекта сайтостроения

— частотный словарь

— рубрикатор

   Первый этап создания информационного образа объекта сайтостроения предполагает изучение  понятийного аппарата, отражающего заданный объект (например, библиотеку, театр, фирму и т.п.) в первичном документальном потоке, представленном нормативно-правовыми, нормативно-техническими, методическими, научными,  учебными, справочными изданиями по следующей схеме:

  • Поиск и отбор  первичных  документов,  которые являются ядром изданий, отражающих понятийный аппарат данной предметной области.
  • Составление и инвентаризация списка подлежащих обследованию первичных документов
  • Анализ текстов первичных  документов
  • Выявление  и  отбор  лексических  единиц,  выражающих  свойства  компонентов предметной области  через изучение  понятийного аппарата первичного  документа
  • Нормализация выявленных лексических единиц 
  • Составление упорядоченного в алфавитном порядке перечня нормализованных лексических единиц с указанием порядковых первичных номеров документов
  •  Исключение дублетности нормализованных лексических единиц
  • Составление упорядоченного в алфавитном порядке перечня нормализованных лексических единиц с указанием порядковых номеров первичных документов

     (частотного словаря)

  • ранжирование    нормализованных лексических единиц   по  частоте  их  встречаемости.

 

  Для изучения современного состояния и тенденций развития объекта,  а также  изучения инновационных объектов, не нашедших отражение в вышеприведенных видах изданий, необходимо использовать периодическую печать по данной предметной области, которая является источником новейшей информации. 

   Далее следует проанализировать выявленные источники информации и установить все существующие виды и разновидности исследуемого объекта, его функции, а также выделить и описать структурные компоненты анализируемого объекта, выделенные с позиций различных подходов  (системного,  структурно –  функционального,  технологического,  исторического,  гносеологического, классификационного,  структурно-функционального,  деятельностного, статистического  и др.).

Например, для объекта «библиотека» в качестве  исходного продукта  выступают документальные фонды, запросы пользователей; конечным продуктом являются библиотечные продукты и услуги. К технологическим процессам, реализуемым в библиотеке,  относятся комплектование, обработка, хранение фонда, библиотечное и информационное обслуживание, управление. Среди  методов (способов) осуществления библиотечных технологических процессов и операций, например,  могут быть выделены централизованный и распределенный ввод данных в электронный каталог библиотеки.  В качестве средств выступают информационные, лингвистические, программные, технические и т.п. средства. Субъектом являются библиотечный персонал, а объектом – пользователи библиотеки. Условия реализации – это организационно-функциональная структура библиотеки.    Аспекты рассмотрения каждого компонента следует отразить не менее, чем на двух уровнях детализации. Так, например, выделенный в качестве одного из важнейших компонентов библиотеки «библиотечный фонд» может быть охарактеризован с точки зрения объема,  структуры и профиля фонда. На следующем уровне детализации объем фонда может быть представлен такими характеристиками, как число названий документов и экземплярность. Каждый структурный элемент фонда (например, подфонды: электронные и традиционные; служебные, подсобные, основные, филиальные и т.п.)  может быть описан с точки зрения состава входящих в него видов документов, выделенных по различным признакам (языковым, хронологическим, географическим, целевому назначению, виду носителя, степени распространенности и т.п.). 

    Результаты анализа первичного документального потока должны быть представлены в виде иерархических схем терминов и понятий (см. рис. 1),    а также матриц (см. табл. 2), характеризующих виды объекта исследования, его функции и структурные компоненты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector