Тема: «Газовые законы»

Урок проводился в 10 классе в главе «Уравнение состояния идеального газа» после изучения основ МКТ, понятия температуры и введения уравнения Менделеева — Клапейрона.

Цель урока:  установить зависимость между двумя макропараметрами газа  при неизменном значении  третьего параметра.

Задачи урока:

Образовательные: 

ü  ввести понятие об изопроцессе;

ü  получить газовые законы;

ü  формировать умения выделять и описывать изопроцессы.

Развивающие:

ü  вырабатывать умения объяснять газовые законы на основе положений МКТ;

ü  описывать изопроцессы идеального газа, в том числе определять микро — и макропараметры;

ü  давать и объяснять графическое изображение процессов.

Воспитательные:

формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы.

 Демонстрация: презентация на тему: “Газовые законы ”

 

Ход урока:

1. Повторение (10 мин).

2. Постановка проблемы (5 мин).

3. Решение проблемы (объяснение) (24 мин).

4. Обобщение (5 мин).

5. Подведение итогов. Домашнее задание (1 мин).

 

1.  Сегодня  мы попытаемся, используя уже  полученные  знания, пройти  путь первооткрывателей и сформулировать пусть уже открытые законы. Но мы пока учимся, а дальше, как знать может быть, вам откроется то, о чем сегодня ученые даже не думают. Ну а теперь – вперед! Записываем тему урока  «Газовые законы»  и повторим то, что изучали ранее ( вопросы на слайде2).

2. Итак, мы отметили, что уравнение состояния идеального газа связывает между собой три макроскопических параметра: р, Т и V.  Но при любых ли процессах все эти параметры изменяются? Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем любой аэрозоль (слайд3).

Какой параметр здесь постоянен? (учащиеся отвечают: объем не изменяется). А если мы деформируем его и объем изменим, но внешних условий менять не будем? (учащиеся отвечают: при деформации объем уменьшится, давление внутри возрастет, а температура останется постоянной). А если стенки сосуда сделать настолько тонкими, чтобы они могли растягиваться и рассмотреть процесс при повышении температуры? (учащиеся отвечают: объем растет с повышением температуры, а давление внутри сосуда равно внешнему давлению и постоянно). Теперь мы знаем, что существуют процессы, при которых отдельные макроскопические параметры сохраняются (работа по  слайду 4: учитель вводит определение изопроцесса и определяет, какие изопроцессы будут рассмотрены далее).

3. Теперь рассмотрим каждый из представленных процессов подробнее и попытаемся установить для каждого из них связь между Т, р и V и итогом нашей работы с вами должна вот такая полностью заполненная таблица (слайд 5). На доске демонстрируется 6 слайд: учитель описывает систему: в сосуде с газом помещен поршень. При движении поршня объем, занимаемый газом, изменяется. Давайте  ответим на вопросы и   определим название процесса.   Определяет название процесса.

Учитель:  Теперь давайте дадим определение изотермического процесса (переходит к 7 слайду). Температура постоянна, а как же изменяются другие параметры? Чтобы ответить на этот вопрос, к какому уравнению мы должны обратиться? (учащиеся отвечают: к уравнению Менделеева-Клапейрона). Давайте попробуем (учащиеся работают в тетради, учитель дает пояснения). Что же мы получили? (продолжение пятого слайда). Полученный нами закон был открыт английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году. Имя французского аббата Эдма Мариотта в названии закона появилось в 1676 году благодаря его работе “Речь о природе воздуха”, в которой были описаны опыты, аналогичные экспериментам Бойля, и при этом без ссылок на работы последнего. Еще раз вернемся к опыту. Если температура постоянна, как связаны между собой давление и объем? (учащиеся отвечают: при увеличении объема давление падает и, наоборот, при уменьшении объема давление увеличивается). Теперь рассмотрим графики изотермического процесса. Вначале зависимость р от V. Обозначим все постоянные величины через k, тогда

р = k•1/V. Какая кривая является графиком такой функции? (учащиеся отвечают: графиком такой функции является гипербола). Построим гиперболы для двух процессов, при которых Т2 > Т1. (Учитель показывает графики на слайде).  Графики изотермического процесса получили название изотерм.  Постройте изотермы в координатах р, Т и V, T. (Учащиеся работают в тетради, а затем проверяют графики по слайду).

Теперь перейдем к следующему процессу (изобарный и изохорный процесс рассматриваются аналогично изотермическому).

4. Мы познакомились с тремя изопроцессами: изотермическим, изобарным и изохорным. Все они вытекают из уравнения состояния идеального газа. Обратимся к слайду (учитель демонстрирует первый шаг десятого слайда). Если мы рассматриваем один и тот же газ, не изменяя его массу, то количество вещества данного газа тоже изменяться не будет и можно перейти к записи Клапейрона (второй и третий шаг десятого слайда). А теперь переходим к изопроцессам (учащиеся работают в тетрадях). Сравним результаты.

 

5.  Подведение итогов урока,  домашнее задание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector