Технология анализа web — сайтов

    Обследование сетевых информационных ресурсов связано  с выявлением специфических параметров, характерных именно для  данного вида ресурсов.  В составе современных сетевых информационных ресурсов  значительную долю составляют web-ресурсы, технология обследования которых приводится ниже. В рамках курсовой работы №2 исследованию подлежат web-сайты, поскольку именно они являются наиболее распространенным видом web-ресурсов. При этом важнейшим предметом исследования является контент сайта.

    Технология анализа web-сайтов  в обобщенном виде представлена ниже.

 

 Этапы анализа web-сайтов в сфере ….

 

Наименование этапа

Результат

Обеспечивающие средства

1. Определение  количественных параметров сайтостроения в соответствии с заданным объектом  исследования

Таблица и гистограммы (либо диаграммы), характеризующие масштабы сайтостроения в пределах заданной предметной области на различных уровнях (в регионе, России, за рубежом)

Web-сайты Министерств, ведомств, Администраций краев и областей, отечественных и зарубежных предприятий и организаций; — справочные документы.

2. Выявление и отбор web-сайтов, подлежащих  исследованию

Перечень web-сайтов, расположенных по алфавиту названий объектов и пронумерованных сквозной нумерацией    

Web-сайты Министерств и ведомств, а также предприятий и организаций- объектов исследования.

3. Определение типа web-сайтов по различным признакам

Таблица, характеризующая проанализированные web-сайты с точки зрения принадлежности их к определенному  типу; диаграммы, иллюстрирующих  соотношение различных типов сайтов по всем типообразующим признакам.

— Типология сайтов (см. параграф 1.3. учебного пособия);

— главная и другие страницы анализируемых сайтов.

4.  Определение функциональных характеристик web-сайтов

Таблица, характеризующая  набор функциональных характеристик анализируемых web-сайтов

— Главная и другие страницы анализируемых web-сайтов.

5. Определение количества уровней вложения в составе web-сайта

Таблицы и гистограммы, характеризующие соотношение сайтов с определенным количеством  уровней вложения   

— карта анализируемого web-сайта. 

6. Определение состава рубрик и подрубрик,  выделенных в составе web-сайтов  

Матрицы, таблицы и диаграммы

— главная  другие  страницы web-сайта

7. Анализ видового состава  документов, представленных на web-сайте

Таблица, характеризующая видовой состав   документов в разрезе рубрик и подрубрик

— главная и другие страницы анализируемых сайтов;

— нормативно-технические документы (стандарты), справочные документы, определяющие видовую структуру документального потока;

— классификация документов по целевому назначению  (см. приложение … учебного пособия)

8.  Анализ аспектной структуры  текстовой информации в составе рубрик и подрубрик  web-сайта

Аспектно-маркерные  модели текстов рубрик и подрубрик  web-сайта

— методики   формализованного реферирования и аннотирования, содержащие примеры аспектов и маркеров.

   На первом этапе анализа следует выявить, прежде всего,  наличие сайтов в заданной предметной области. Целью такого анализа является получение сопоставительной картины масштабов сайтостроения на уровне региона (в частности, Кемеровской области), России, мира. Результаты должны быть представлены в виде таблицы 1,  а также гистограмм либо диаграмм, показывающих соотношение общего количество предприятий (организаций, учреждений, фирм) в заданной предметной области и количество предприятий (организаций, учреждений, фирм), имеющих сайты.

Таблица 1 — Количественная характеристика  позиционирования предприятий и организаций в сети Интернет

Общее количество предприятий и организаций

Количество предприятий и организаций, имеющих web-сайт в сети ИНТЕРНЕТ

абс

%

Предприятия и организации Кемеровской области

Предприятия и организации других регионов России

Зарубежные предприятия и организации

  Для решения задач курсовой работы на следующем этапе должно быть отобрано не менее тридцати web-сайтов, подлежащих дальнейшему   детальному анализу. Для  формирования массива анализируемых сайтов  может быть использован любой вид выборки. Результаты должны быть представлены в виде таблицы 2, характеризующей, состав сайтов  в разрезе Кемеровской области, других регионов России, зарубежных стран с указанием наименования предприятия или организации – обладателя сайта, URL, даты регистрации, даты последнего обновления сайта, количества суточных посещений на момент изучения сайта.   Каждому выявленному сайту должен быть присвоен порядковый номер.

Таблица 2 —  Характеристика web-сайтов в области (сфере) …

Наименование предприятия (организации, учреждения)

URL сайта

Дата регистрации сайта

Дата последнего обновления сайта

Количество суточных посещений на момент изучения сайта

Предприятия и организации Кемеровской области

Предприятия и организации других регионов России

Зарубежные предприятия и организации

    На следующем этапе следует определить принадлежность отобранных для анализа web-сайтов к определенному типу по различным признакам, включая целевое и функциональное назначение, тематику, форму организации информации, принадлежность, форму собственности, условия доступа. Полученные результаты должны быть представлены в виде  таблицы 3, а также  диаграмм, иллюстрирующих  соотношение различных типов сайтов по всем типообразующим признакам. 

Таблица 3 — Характеристика типов  сайтов в области (сфере) …

Наименование предприятия (организации, учреждения)

URL сайта

Тип сайта

по целевому назначению

по функциональному назначению

по тематике

по форме организации информации

по принадлежности

по форме собственности

По условиям доступа

 

   Другим направлением анализа  web-сайтов является установление присущих им функциональных характеристик: наличие копирайта, ссылок, поисковых систем, обратной связи, сведений об обновлении, иноязычной версии, счетчика, сведений о редакции. Результаты такого анализа следует представить в виде таблицы 4. При наличии у сайта других  функциональных характеристик, необходимо отразить их в колонках 10 и далее, озаглавив их соответственно содержанию записи.

Таблица 4 — Состав функциональных характеристик  сайтов в области (сфере) …

Наименование предприятия (организации, учреждения)

Функциональные характеристики

Копирайт

Ссылки

Поисковые системы

Обратная связь

Обновление

Иноязычная версия

Счетчик

Редакция

… (другое)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  Выполнение этапов 5-10 связано с анализом контента сайта. При этом первоначально следует установить количество уровней вложения для каждого сайта. Далее все сайты должны быть сгруппированы в соответствии с количеством уровней вложения. В результате необходимо  дать обобщенную характеристику  обследованных сайтов по количеству уровней вложения в абсолютных и относительных величинах. Результаты должны быть представлены в виде таблицы 5.  При этом записи  следует располагать в порядке возрастания количества уровней вложения. 

Таблица 5 — Характеристика  сайтов по уровням вложения

Количество уровней вложения

Количество сайтов

абс.

%

   Состав рубрик и подрубрик, выделенных в структуре контента обследованных web-сайтов,  должен быть представлен в виде матрицы (см. табл. 6), столбцы которой содержат порядковые номера сайтов учреждений, организаций, предприятий (см. табл. 2), а строки – наименования рубрик сайтов; на пересечении строк и столбцов указывается номер уровня вложения, на котором расположена данная рубрика или подрубрика.

Таблица 6 — Характеристика рубрик и подрубрик web-сайтов по уровням вложения

            Порядковый номер сайта                   

Наименование

рубрики (подрубрики)

1

2

3

4

29

30

 На основании данных, представленных в таблице 6, следует установить  зависимость   между рубриками (подрубриками) сайтов и уровнем вложения, на котором они расположены. Результаты представляются в виде таблицы 7.

Таблица 7 — Характеристика  рубрик, подрубрик сайтов по уровням вложения

Наименование рубрики, подрубрики

Количество уровней вложения

1

2

3

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

   Отраженные в матрице данные далее должны быть представлены в виде таблиц 8 и 9. В таблице 8  указывается  частота встречаемости каждой рубрики и подрубрики в абсолютных и относительных показателях.

Таблица 8 — Частота встречаемости рубрик, подрубрик  сайта

 Наименование рубрики, подрубрики

Порядковые номера сайтов

Частота встречаемости

    абс

%

   Таблица 9  позволяет получить представление о частоте встречаемости конкретных рубрик и подрубрик. При этом для каждой рубрики (подрубрики)  следует  указать ранг, а записи располагать в порядке убывания ранга (1, 2, 3. и т.д.).

Таблица 9 —   Ранжированная частота встречаемости рубрик, подрубрик сайта

Ранг

Наименование рубрики, подрубрики

Частота встречаемости

( абс.)

   На последующих этапах осуществляется анализ наполнения каждой рубрики и подрубрики с точки зрения используемых видов документов, стиля их изложения, а также с точки зрения аспектной структуры приведенных в составе   рубрик и подрубрик текстов. Результаты анализа видового состава документов представляются в виде  таблицы 10.

Таблица 10 — Характеристика видового состава документов,  представленных

на сайтах в области (сфере) ….

Порядковый номер сайта

Наименования рубрик  сайта

….

  

 При определении стиля изложения текстов в составе рубрик и подрубрик анализируемых сайтов следует ориентироваться на характеристику функциональных стилей, приведенную в приложении. Полученные результаты в представляются в виде  таблицы 11.

Таблица 11 — Характеристика стиля изложения текстов документов в  составе рубрик и подрубрик,  представленных на сайтах в области (сфере) ….

Порядковый номер сайта

Наименования рубрик  сайта

….

   Анализ аспектной структуры текстов в составе рубрик и подрубрик сайтов осуществляется на примере любых пяти рубрик (подрубрик), выбранных по усмотрению студента. При этом, наряду  с аспектами, следует выявить характерные для них маркеры. С примерами аспектов содержания и соответствующих им маркеров можно ознакомиться, обратившись к методикам формализованного аннотирования и реферирования. 

 Результаты анализа аспектной структуры текстов должны быть представлены в таблице 12.

Таблица 12 — Аспектно-маркерная модель текстов рубрик …  сайтов в  области (сфере) ….

Наименование аспекта

Маркер

    Каждая из форм представления результатов исследования (таблица, матрица, гистограмма, диаграмма) должна сопровождаться комментариями и выводами.

    На завершающем этапе выполнения курсовой работы должны быть сопоставлены  результаты анализа обследованных web-сайтов в заданной предметной области с информационным образом объекта сайтостроения. При этом следует выявить те характеристики объекта сайтостроения, которые отражены на сайтах, а также характеристики, не получившие отражения  на сайтах. В заключении следует выявить тенденции развития сетевых информационных ресурсов в заданной предметной области, динамику их развития, а также сформулировать предложения (рекомендации) о возможных направлениях совершенствования  сайтов в заданной предметной области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector