Образование является ключевым моментом в жизни каждого человека

Образование  является ключевым моментом в жизни каждого человека. Это  процесс приобретения знаний, навыков, умений, а также их совершенствования. В настоящее время информационные технологии (ИТ) с каждым днём всё больше проникают в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательную. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведения современной компьютерной техники и программного обеспечения; принятием государственных и межгосударственных  программ информатизации образования. Однако бурное расширение сферы образования и изменение её статуса всегда сопровождалось бурным обострением проблем в этой сфере. Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция ещё более обострила проблемы образования. Эти проблемы оказались в центре общественного внимания.

Информационных и телекоммуникационных технологий много. С каждым годом появляются новые, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить, а тем более изучить их все, невозможно. Важно понимать, что при определённых условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания студентов. Однако, положительные стороны использования информационных технологий в образовании далеко не единственны.

В то же время любой опытный педагог подтвердит,  что на фоне достаточно положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации, никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование  имеет негативный эффект.

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это действительно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. В частности, существенным недостатком повсеместного использования средств ИТ в образовании является сокращение практики социального взаимодействия и общения. Наибольшую трудность представляет собой переход от знаковой системы, как формы представления знания на страницах учебника, к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний.

Определённые трудности могут возникнуть в результате применения современных средств ИТ, представляющие преподавателям и студентам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучающиеся зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения студента от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает студента «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что при неумелом  использовании может отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Колоссальные объёмы информации,  предоставляемые некоторыми средствами информатизации, такими, как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

Определённую опасность таит внешнее поверхностное использование средств ИТ. Ни для кого не секрет, что для многих студентов компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить «заигравшихся» студентов.

Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает студентов возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

Тем не менее, в настоящее время роль информационных технологий чрезвычайно важна. Они занимают сегодня центральное место в развитии его системы образования и культуры. Система образования  наука являются одним из объектов процесса информатизации общества.  Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи знания требует тщательной обработки используемых технологий информатизации и возможности их широкого тиражирования. Кроме того, стремление активно применять современные информационные технологии в сфере образования должно быть направлено на повышение уровня и качества подготовки специалистов, реализацию принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Все приведённые выше доводы и факторы говорят о том, что применения средств ИТ в обучении школьников и студентов может привести к реальному повышению эффективности системы образования лишь в том случает, когда использование средств информатизации образования будет иметь взвешенный и чётко аргументированный подход.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector