Организация семинарских занятий

На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих педагогических деятельностей. Основной материал — это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.

Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.

Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле представляемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными значениями этих смыслов, существующими в представлениях студентов.

Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.

Приемы совместного проектирования цели занятия:

— предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;

— оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смысло-творческая деятельность сознания);

— совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);

— введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, селом. Проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).

Создание условий для проявления сильной позиции критичности: поддержка и корректировка мнений не как единственно значимых и справедливых, а как опосредованных другими мнениями и ориентациями; предложение испытать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них; предложение найти в явно негативном явлении положительные аспекты; ориентация на избавление от огульного и мелочного критиканства и установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; направление на объективную оценку себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем или иным педагогическим феноменом.
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Таким образом достигается реализация актуального смысла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector