НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ — ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Не секрет, что сегодня все собравшиеся здесь это те, кто успешно прошел школу конкурсного движения, и не понаслышке знает степень значимости, сложности и, безусловно, результативности прожитого отрезка педагогической жизни внутри конкурса.

Слайд 2

  Сложно переоценить значимость различных форм педагогического профессионального общения. И система конкурсного движения решает несколько главных задач: оценивает профессионализм участников и выявляет лучших педагогов; создает условия для обмена опытом и распространения в педагогической среде наиболее востребованных и популярных идей обучения и воспитания подрастающего поколения; позитивно влияет на инновационные процессы в образовании; стимулирует личностный и профессиональный рост педагогов.

  Слайд 3

 Пройденный нами  конкурс профессионального мастерства, как средство повышения квалификации преподавателя (с преобладанием таких функций, как формирование коммуникативной культуры, способности к интеграции с иным педагогическим опытом, готовности к самоизменению на основе самодиагностики, развития рефлексивной культуры), обеспечил успешность самоактуализации участников в конкурсе и после него. Постконкурсный период для всех победителей и лауреатов конкурса имеет следующие позитивные тенденции: формирование нового взгляда на социальную значимость педагогической профессии, ее интеллектуальный и творческий потенциал; расширение диапазона профессионального общения; стабильный интерес к конкурсному движению у преподавателей, склонных к инновационной деятельности и имеющих устойчиво позитивные результаты педагогической работы.

  Обобщение и расширение опыта педагогической деятельности после конкурса, это еще один показатель качества работы, через способность воспринимать прошедший конкурсный период как новую точку отсчета в удовлетворение растущих познавательных интересов, самореализации педагога в профессиональной деятельности.

Слайд 4

  В.А. Сухомлинский указывал, что «…сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи»

 

Слайд 5

В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как «активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса. Если следовать этому определению, то можно сказать короче: передовой педагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

Слайд 6

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

1.  Образец хорошей работы.

2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии.

3. Новаторство, т.е. свои личные педагогические находки, открывающие новые педагогические знания.

Как показывает практика, чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своем опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагогов в ходе учебно-воспитательного процесса.

Сформулируйте тему опыта, изучите его эффективность, проведите обобщение своего опыта (например, творческий отчёт, открытый урок, методическая выставка), проявите себя в распространении опыта.

Всё выше перечисленное позволит, например: 

·         создать авторскую программу (воспитательную или учебного курса);

·         систематизировать методические приёмы;

·         значительно улучшить  эффективность средств обучения;

·         реализовать креативность, комфортность, вариативность и другие принципы обучения;

·         более эффективно оценивать систему знаний.

Слайд 7

 Существуют различные формы предъявления общественности результатов педагогического опыта:

— педагогический совет;

— заседание методического объединения;

— творческий отчет;

— конкурсы педагогического мастерства;

— научно-практические конференции;

— наставничество;

— публикации в научно — методических журналах;

— мастер-классы;

— семинары.

Каждая из них в той или иной мере пополняет педагогический опыт, приносит новизну в педагогическую деятельность.

Слайд 8

 В своем выступлении, я остановлюсь на таких формах предъявления общественности результатов педагогического опыта, как конкурсы педагогического мастерства и научно – практические конференции.

 Конкурсы педагогического мастерства

 Самый главный профессиональный конкурс в моей жизни, это областной конкурс  «Преподаватель года 2011», и он не закончился для меня в тот момент, когда я получила  титул победителя. Началась реализация образовательного проекта, написанного в рамках конкурса и применение в своей профессиональной деятельности того великолепного багажа знаний, которые были  полученны за весь конкурсный период. Все это повлекло за собой и желание показать свою работу общественности в той или иной форме.

На личном опыте могу утверждать, что написание образовательного проекта в рамках областного конкурса «Преподаватель года 2011», не осталось известным только мне, как автору, и членам жюри внутри конкурса. Подробнее остановлюсь на этом вопросе.

Слайд 9

  Целью образовательного проекта  являлось создание авторской программы учебной дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация».

Данная программа направлена на развитие  творческой индивидуальности преподавателя и, как следствие, на качественное изменение содержания, форм и методов профессионального образования.  

 

Слайд10.

Концепция модернизации российского образования до 2020 года предполагает повышение инновационной активности в сфере образования.  В этом же документе определена и стратегическая цель государственной политики в области образования — «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реализация этой цели предполагает решение нескольких приоритетных задач.

Слайд 11.

  Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

-обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

-развитие вариативности образовательных программ.

В русле данной концепции, с ориентацией на ее выполнение, и была разработана, а в данный момент реализуется авторская программа учебной дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация».

Слайд 12.

Рынок рабочей силы требует от выпускника профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) в понятии «компетенции», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста. Именно компетентностная модель подготовки специалиста и обусловила идею создания данной дисциплины. Ее суть в практической необходимости совершенствования системы подготовки будущих специалистов.

Слайд 13.

Каждый раздел дисциплины «Информатика и профессиональная адаптация» направлен на формирование определенных компетенций, заявленных для данной специальности во ФГОСах. Например, раздел «Профессионально-психологическая подготовка» позволит сформировать следующие общие компетенции определенные в ФГОС:

общие:

  умение управлять своими эмоциями;

  умение адаптироваться в профессиональной среде.

И направлена на формирование таких профессиональных компетенций, как:

  способность принимать правильное решение в экстремальных ситуациях;

  умение «гасить» или быстро разрешать конфликты;

  готовность давать другим людям самостоятельно принимать решения.

Слайд14.

А раздел «Профессиональная культура и этика работников угольной отрасли» на формирование компетенций:

Общие:

·        самостоятельно определять задачи профессионального роста, осознанно планировать повышение квалификации;

·        ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Профессиональные:

·        способность добиваться конкретных экономических целей, проявлять изобретательность и напористость;

·        умение эффективно работать в качестве подчиненного

 

Говоря о необходимости моей авторской программы и ее практической значимости, могу отметить, что в вышеназванных разделах изучаются темы, с которыми студенты не знакомятся на дисциплинах, определенных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

 Приведу пример.

Слайд 15.

 В разделе «Профессионально-психологическая подготовка» изучаются регуляторы социального поведения (нравы, обычаи, традиции, образ жизни, специфика языка горняков); или рассматриваем на уроках экстремальные ситуации, возможные в шахте и проигрываем на уроках умения ориентироваться в ситуациях и принимать волевые решения.

Слайд 16.

А в разделе «Профессиональная культура и этика работников угольной отрасли» рассматриваем не общие вопросы этики и морали, а выделяем нормы морали близкие к профессии шахтера (честь, долг, взаимопонимание и взаимовыручка, чувство ответственности); затрагиваем вопросы нравственной деформации шахтеров (появление страха, появление хронической усталости, изменение режима и ритма жизни).

После изучения этих тем у студентов расширяется кругозор о своей будущей профессии, многие начинают задумываться о правильности своего выбора, задают интересующие их вопросы, спорят, разбирая ту или иную ситуацию. Психологическое тестирование на тему «Проверка профессионального соответствия» и тренинга на тему «Готовность к риску» показали, что 2/3 студентов усвоили основные понятия, умения действовать в той или иной ситуации. Еще более значимые результаты будут получены после изучения спецдисциплин и прохождения производственной и преддипломной практик. Тогда можно будет провести сравнительный анализ на профессиональное соответствие и готовность к риску.

В заключении можно отметить, что авторская программа носит и обучающий характер, и воспитательный, – формируются знания умения навыки будущего горняка, что является основой их профессиональной компетентности.

Слайд 17.

В данном случае, рассказывая об образовательном проекте, о новой дисциплине, я показала один из способов внедрения инноваций в учебный процесс, и как следствие, предъявление общественности результатов собственного педагогического общества.

Но, данный пример инновационной педагогической деятельности можно обобщить и в других направлениях работы, как всего педагогическогоколлектива,  так и групп преподавателей,  способных разрабатывать, осваивать и использовать инновационные проекты, направленные на внедрение  новаций  в свою педагогическую деятельность.

Слайд 18.

Хотя, конечно, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики — чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приемов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной ситуации и дает основание говорить о новых педагогических технологиях.

Слайд 19

Данная идея создания образовательного проекта получила и высокую оценку на общероссийском уровне. В январе 2013 года проект был оценен дипломов победителя II степени как «Лучший инновационный проект 2012» в  Национальной Премии «Элита Российского образования», которая является высшей общественной наградой за выдающиеся успехи в области образования.

   Наград Премии удостаиваются выдающиеся практики, ученые, государственные и общественные деятели, педагогические коллективы, образовательные учреждения и организации  за вклад в развитие системы российского образования.

Слайд 20

Национальная премия — «Элита Российского образования» — это возможность получить оценку собственной значимости, стать обладателем общественного признания достигнутого успеха.

    «Элита российского образования» — это единственная национальная Премия, которая поощряет за высочайший профессионализм в области образования, личностей, чья жизнь целиком и полностью посвящена высокому служению профессии, а профессия стала духовным миром, смыслом жизни; коллективы, общественные и государственные организации и учреждения, чьи достижения стали гордостью российского образования.

Слайд 21(сюда еще вставить картинку с дипломом)

   Премия «Элита Российского образования» — это выражение заслуг личности перед обществом, оценка выдающихся достижений коллективов, общественных и государственных организаций и учреждений.

  Данный пример еще раз подтверждает необходимость предъявлять свой педагогический опыт общественности, и пробовать свои силы на конкурсах различного уровня.

Слайд 22

Научно – практические конференции

Следующая форма предъявления педагогического опыта общественности, это участие в научно – практических конференциях, как личное, так и в качестве научного руководителя.

Любая исследовательская работа – это правильно организованная система образования для более эффективного совершения открытий [Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования]. Как известно

Слайд 23

Пробным шагом стало участие в 2012 году в ХII Международной научно –практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей среднего профессионально  образования с участием студентов и преподавателей  высших учебных заведений в рамках 95-летия образовательной деятельности Забайкальского горного колледжа  имени М.И Агошкова г. Чита. В работе конференции приняли участие студенты и преподаватели  Забайкальского, Пермского и Приморского краев, Бурятии, Кемеровской области, Воронежской, Иркутской областей, Монголии и Украины. Все материалы включены в сборник.  Знакомство с материалами участников конференции  позволило познакомиться со многими интересными идеями, подчеркнуть опыт коллег, благодаря которым повышается качество подготовки  специалистов  обеспечивающих экономический рост нашей странны.

Слайд (последний)

 «В науке результат должен быть повторим, иначе это не наука. В искусстве результат должен быть неповторим, иначе это не искусство. А педагогика — это искусство»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector