ПСИХОГИГИЕНА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Почему возникла идея именно такой тематики работы с родителями?

  Как правило, на родительских собраниях озвучиваются преподавателями два основных пункта жизни их детей в учебном заведении, успеваемость и посещаемость. Доводятся до родителей определенные факты, ставятся сроки исправлений (дисциплинарных или учебных), и, по большому счету, работа с родителями на этом заканчивается. Иногда родители видят в нас оппонентов, встают на сторону их неуспевающих детей, и их можно понять. Но все-таки, они видят в нас помощников. На моем опыте, неоднократно были ситуации, когда родители просто не знают, в чем проблема с их детьми, как им помочь, и просят, «ну вы ведь педагог, подскажите, помогите найти пути к разуму детей». Когда начинаешь задумываться, чем помочь и почему не справляются сами, понимаешь, что не каждый родитель находит время для чтения специальной литературы, касающейся возрастной психологии, а большинство даже не задумываются об этом, если их профессия не связана с педагогикой;  и таких большинство.

Слайд 2

А ведь не нужно забывать, что семья – один из древнейших социальных институтов, она оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально–волевые, духовно – нравственные основы личности.

Слайд 3

  «Всё лучшее – детям”, а что именно?

 В моей практике ответ на этот вопрос никогда не вызывал у родителей затруднений. Родители (представители разных социальных слоёв общества, уровня образования и достатка) быстро и чётко, по пунктам, перечисляют задачи минимум и задачи максимум. Примечательно, что их ответы похожи “как две капли воды”, по сути — это описание базовых потребностей человека из списка “обуть, одеть и накормить”, дать образование. В ответах нет ни слова о формировании у ребёнка личностных качеств, о приобщении к семейным ценностям, родители “обходят стороной” и тему здоровья. Да, защита от голода и холода являются базовыми потребностями человека в любом возрасте. Всё так. Но их удовлетворения недостаточно для полноценного развития ребёнка, как и для того, чтобы он вырос здоровым.

Слайд 4

 Для справки: В Уставе WHO (Всемирной Организации Здравоохранения), принятом ещё в 1946 году, понятие “здоровье” определено как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Мамы и папы наивно полагают, что их любви достаточно, чтобы сделать ребёнка счастливым, искренне верят, что “в случае чего” сердце подскажет, что делать, как быть… Верно. Без любви, разумной любви, не вырастить Личность, как верно и то, что все любят по-разному, иными словами, как могут… Знания основ детской психологии необходимы родителям, чтобы избежать ошибок. Более того, без элементарных навыков психогигиены, ребёнку крайне сложно выжить в обществе, где он никому, за исключением близких, не нужен. К сожалению, на данный момент времени ни в одной стране мира не предусмотрены подобные обучающие программы для родителей.

   Глобальная научно-техническая революция начала XXI века привела к значительным изменениям условий жизни, учебы, труда и быта современного человека. В связи с этим возникла потребность в создании новых направлений в науке и технике, подготовке специалистов более высокой квалификации, в изучении соответствия профессиональных требований физиологическим и психическим возможностям человека с целью предупреждения усталости и болезненных состояний вследствие перенапряжения нервно-психических функций. Более 25 лет существует наука-психогигиена.

Слайд 5

Психогигиенасовременная наука, изучающая проблему психического здоровья, и влияния на него различных факторов окружающей среды; которая разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.

Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учёными – физиологами И.М. Сеченовым, И.П.Павловым, П.М.Бехтеревым и др.

Слайд 6

Для справки: психогигиена — это прикладное направление психологии, цель которого — достижение психического здоровья людей, его сохранение в сложных, конфликтных жизненных ситуациях.

Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья.

Слайд 7

Основные задачи психогигиены:

1)      Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.

2)      Формирование навыков оздоровительного поведения.

3)      Мониторинг психического здоровья населения.

4)      Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечение активного творческого долголетия.

Современные условия жизнедеятельности человека характеризуются неблагоприятным воздействием различных факторов окружающей среды: биологических, психологических, социальных, приводящие к росту численности психосоматических болезней и нервно-психических нарушений.

Проблема психического здоровья всегда привлекала внимание многих исследователей. Первые представления о психике человека связаны с анизма (лат. Anima’- душа).

Слайд 8

В середине XI века арабский врач Авиценна в “Каноне врачебной науки” указывает, что основным в сохранении здоровья являются уравновешивание необходимых общих факторов. Он выделяет в составляющих компонентов, необходимых для сохранения здоровья:

·        свет и воздух;

·        питание и питье;

·        движение и покой;

·        сон и бодрствование;

·        обмен веществ;

·        эмоции;

Авиценна обращает внимание на то, что необходимо уметь  управлять своими эмоциями. Такими эмоции, как гнев, радость, печаль и страх тревожат “Душу” в течение всей жизни. Через душевное равновесие достигается сохранение здоровья одновременно души и тела. Один из разделов  “Канона медицинской науки” Авиценна называет “О воспитании”, где рассматривает педагогическое влияние как один из факторов сохранения здоровья. Психогигиенические аспекты обучения рассматривали такие ученые как Ян Амос Коменский , Жан Жак Руссо и другие.

Слайд 9

Проблемой психологического здоровья личности занимался и русский академик В.М Бехтерев. По мнению ученого, причиной отклонения в состоянии психического здоровья являются нарушения основных правил гигиены, неправильное воспитание, что создает трудности для формирования адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

Слайд 10

Я считаю, что проблемы психологигиены актуальны у нас в стране: нестабильное положение в экономике, безработица среди молодежи, да и взрослых, низкий уровень жизни большинства людей – являются причинами разрушения психического состояния личности. Наша задача, как педагогов,  вести разъяснительную работу по данной теме среди студентов и родителей.

Слайд 11

С этой целью мною разработан лекторий для родителей под названием «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ», который состоит из трех лекций:

1.      Причины возникновения и задачи психогигиены.

2.      Психогигиена быта.

3.      Психогигиена трудовой деятельности.

4.      Психогигиена семейной жизни.

 Материалы 3 и 4 темы можно использовать на классных часах для студентов.

Слайд 12

 Семья – реальное воплощение воспитательного воздействия на формирующуюся личность ребенка. В силу этого, в социально-педагогических источниках подчеркивается, что роль семьи велика не только в жизни каждого отдельного человека, но и в жизнедеятельности общества в целом.

Слайд 13

Антон Павлович Чехов любил повторять: “… у ребёнка должен быть лучший врач, лучший учитель и лучший сапожник. Ошибки прочих легче исправить”.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector