Основы программирования на языке TURBO PASCAL

Тип данных (data type) — множество  значений величины, объединенных набором допустимых операций.

Каждый тип имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания.

Зарезервированные слова – слова  которые можно использовать только по прямому назначению, т. е. так, как их назначение определил разработчик языка.

Простые типы данных

К простым типам данных относятся следующие типы:

1.  Целый. 

2.  Вещественный.

3. Логический. Может принимать только два значения истина ( true) и ложь (false). True соответствует 1, а false — 0.

4. Символьный. В тексте программ переменные символьного типа заключаются в апострофы. Представляет собой все буквы, цифры, знаки препинания.

Структурированные типы данных

В сложных типах данных выделяют следующие разновидности:

1. Строки.

 2. Массивы.

3. Множества.

4. Записи.

 5. Файлы.

При объявлении констант и переменных следует следовать определённым инструкциям

Инструкция объявления констант:

const  <имя константы >=<значение константы>;

Пример:

const

min=l;        {минимальное  значение}

 max=34;     {максимальное  значение}

Инструкция объявления переменных:

var <имя переменной>: <тип>

Пример:

var

kl: integer;       {количество тетрадей)

h2: integer;      {количество карандашей)

cl: real;   {цена одной тетради)

Основы работы в среде Pascal

После запуска Паскаль вы попадаете в режим редактирования текста, в котором можно подготовить новую или отредактировать существующую программу.

1.                Сохранение программы.Что бы сохранить  программу нужно воспользоваться клавишей F2  или выполнить команду file/saveas. В результате откроется окно сохранения файла, в которое необходимо ввести полное имя файла, состоящее из латинских символов. Например D:\202\ACY\Name.pas  

2.                Открытие существующего файла.Что бы  открыть файл  нужно воспользоваться клавишей f3 или командой file/open. В результате откроется окно открытия файла, в которое необходимо ввести полное имя файла.

3.                Завершение работы с оболочкой  осуществляется нажатием клавиши Alt+xили командой file/ edit.

Если файл был изменён, следует ответить на вопрос сохранить изменение или нет (Yes или No).

После того как программа написана можно приступить к её компиляции.

              4. Компиляция программы осуществляется комбинацией клавиш Alt+F9 или командой Compile/Compile.

Компилятор не может найти алгоритмич. ошибки, но к синтаксическим относится строго.

Слова Compilesuccessful: Pressanykeyозначают, что компиляция завершена успешно, синтаксические ошибки отсутствуют.

Завершив «борьбу» с синтаксическими ошибками, можно запускать программу.

         5. Запуск программы осуществляется комбинацией клавиш Ctrl+F9 или  командой

 Run/Run.

        6. Редактирование программы осуществляется с помощью команд пункта меню Edit или соответствующими комбинациями клавиш:

Undo(Alt+BkSp) — отменяет последние изменения;

Redo— отменяет действия Undo;

Cut (Shift+del)-вырезать;

Copy (Ctrl+Ins)-копировать;

Paste (Shift+Ins)- вставить;

Clear (Ctrl+del)- очистить;

Show Clipboard-открываетокнобуфераобмена.

Структура программы

Программа, написанная на я.п. Pascal имеет следующую структуру:

1. Заголовок программы.

2. Раздел подключения модулей.

3. Раздел описаний.

4. Тело программы.

program имя_программы;

Uses подключение модулей;

const описания_констант;

type описания_типов;

var описания__переменных;

Я31

та

begin

оператор1;

оператор2;

………

ОператорN;

end.

Общие правила составления программ

    1. Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы я.п.

Паскаль, реализующие алгоритм решаемой задачи.

    2. Заканчивается тело программы словом End.

     3. Операторы в языке Паскаль отделяются друг от друга точкой с запятой и могут располагаться в одну строку или начинаться с новой строки.

4. В текст программы могут быть включены комментарии в фигурных скобках {}

Алфавит языка.

Для записи программы на языке Pascal используются:

     1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита:

от А до Z  и от a до z, причём А=а (Прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково). Сюда относится и символ подчёркивания ( _).

Десятичные цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .

    2. Специальные символы:

+ {} — . * , / := ; > ` < # [] $ ^ @

К числу специальных символов относят также пробел.

3. Из специальных символов образуются составные символы:

:=  присвоить

<>  не равно

..  диапазон значений

(* *)  можно использовать вместо фигурных скобок

<=  меньше или равно

>= больше или равно

(..)  можно использовать вместо квадратных скобок.

Процедуры ввода- вывода

Ввод данных в программу с клавиатуры осуществляется процедурами Read или Readln.

         Синтаксис: Read(список ввода);

         Например: Read(a,b); Read(a);  Read(b);   {ввести с клавиатуры переменные a  и b}.

         Применение Readln рассматривается как ввод с переходом на новую строку после своего выполнения.

Синтаксис:Readln(список ввода);

Readln без списка применяется для того, чтобы сохранить на какое- то время- до нажатия клавиши ввода содержимое экрана результатов.

Вывод на экран результата или любого текста осуществляется процедурами Write и Writeln.

Write — не осуществляет переход на новую строку.

Writeln – осуществляет переход на новую строку экрана.

Синтаксис:Write(список вывода);

Элементами списка могут быть: текст, заключённые в апострофы, значения переменных.

Например: Write(a,b); Writeln (a,b); Write(a);

Writeln(‘P=’,p); Write(‘Значение а=’,а); Write(‘Значение b=’,b);

Write(‘Значение а=’,а, ‘Значение b=’,b)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector