Региональная ситуация в сфере непрерывного библиотечного образования характеризуется наличием в каждом субъекте учреждений среднего специального образования

Региональная ситуация в сфере непрерывного библиотечного  образования характеризуется наличием в каждом субъекте учреждений среднего специального образования (училища, колледжа культуры, библиотечного техникума),  Факультета информационных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств  (КемГУКИ) с филиалами и представительствами в Томске, Новосибирске, Красноярске, областных (краевых) центров повышения квалификации и переподготовки кадров культуры и искусства, регионального Центра непрерывного библиотечного образования при ГПНТБ СО РАН.

Основные индикаторы /статуса учреждения профессионализации/ выбора образовательного учреждения:

-статус образовательного учреждения (государственное, негосударственное ??);

— средняя стоимость обучения (за курс, семестр);

— эффективность рекламы образовательных услуг;

— возможность дифференциации учебных программ в зависимости от уровня профессиональной компетентности обучаемых;

— число обучаемых и обученных специалистов;

— уровень квалификации преподавательского состава (наличие ученых степеней, авторитет в профессиональной среде);

— качество учебно-методического обеспечения, наличие оригинальных учебных материалов, в т.ч. в электронной форме;

— использование в процессе обучения современных информационных и образовательных технологий;

— возможность дистанционного обучения;

— наличие электронной библиотеки актуальных для профессионализации материалов.

Комментарии к слайду «Пространство». При этом признак локализации этого пространства в пределах определенной территории становится подчиненным.

Если задать себе вопрос: является ли западно-сибирское пространство библиотечной профессионализации единым и открытым,  мы вынуждены однозначно и категорически ответить: нет, не является. При наличии достаточно развитой совокупности (нельзя сказать системы) образовательных учреждений и библиотек, обеспечивающих профессионализацию, мы не можем говорить о сложившихся устойчивых связях между ними (попытки Сибирского регионального Центра непрерывного библиотечного образования координировать образовательную деятельность ограничились созданием единой базы тематики обучения и преподавательских кадров). Мы не имеем корпоративного информационно-образовательного ресурса (даже на уровне электронного каталога). В зародышевой форме находятся дистанционные образовательные услуги.

Комментарии к слайду «Карта»

Безусловно, попытки взаимодействия имеют место. Это можно проиллюстрировать работой в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров преподавателей нашей кафедры. Конечно, у Сибирского Центра география куда богаче. Но наш принцип – отзываться на приглашения и больших городов, и рабочих поселков, и сельских поселений.

            Что же можно сделать для формирования, действительно, открытого пространства профессионализации?

Комментарии к слайду «Профотбор»

По данным   кафедрального мониторингового исследования, более 70% выпускников, обучающихся по специальности «Библиотековедение и библиография» («Библиотечно-информационная деятельность») на заочном отделении, закрепляются в библиотечной сфере. Поэтому кафедра уделяет повышенное внимание именно этой категории студентов, активно работает с потенциальными абитуриентами со средним специальным образованием, формируя группы ускоренного обучения. На заочном отделении стабильно высокий конкурс. Понимая сложную кадровую ситуацию в сельской местности, кафедра ТДК готова объявить  целевой набор по квалификации «Библиотекарь-библиограф, преподаватель» для сельских библиотекарей без среднего специального образования. Мы беремся подготовить высококвалифицированных специалистов для муниципальных и школьных библиотек сельских районов Кузбасса и других территорий Западной Сибири с современным мышлением, владеющих компьютерными информационными и перспективными образовательными технологиями.

Комментарии к слайду «Проф. подготовка»

Другое направление участия кафедры в профессионализации библиотечных специалистов — совместное проведение прикладных научных исследований. Кафедра ежегодно актуализирует тематику исследований, ориентирует ее на потребности библиотек (см. прилож. 1). Однако часто наше сотрудничество ограничивается оформлением заявки на проведение научного исследования, участием «заявителя» в выдаче исходных данных и его присутствием на публичной защите работы. Как свидетельствует наш опыт, наибольшего  результата удается достичь, если «заказчик» включен в исследовательский процесс, корректирует его методику, оценивает промежуточные результаты, апробирует их  в практической деятельности. Формирование временных творческих коллективов преподавателей, студентов и практикующих специалистов  для реализации научных проектов – эффективная форма профессионализации всех субъектов исследовательского процесса.  В конструктивном ключе строится наше научное сотрудничество с Областной научной библиотекой им. В.Федорова, Областной юношеской библиотекой, ЦБС для взрослых читателей г. Кемерово, Кемеровской ЦГДБ им. А.М. Береснева и ее филиалами.

В настоящее время многие библиотеки обеспокоены своей судьбой в связи с проведением реформы местного самоуправления. Чем ни тема для масштабного исследования, цель которого – разработка приемлемых для условий нашей области моделей библиотек муниципальных образований?

Реформа профессионального образования породила новые формы повышения квалификации. На Факультете информационных технологий КемГУКИ рассматривается возможность открытия магистратуры для лиц, имеющих высшее библиотечное образование, выраженные аналитические способности и склонность к исследовательской, управленческой деятельности. В течение 1,5 – 2 лет (в зависимости от формы обучения) магистрант будет заниматься по индивидуальной программе и готовить магистерскую диссертацию по теме, непосредственно связанной с его профессиональными интересами, должностными обязанностями, профилем  и задачами практической деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector