Прежде всего хочу обратить Ваше внимание на обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечно-информационного образования

Позволю себе сформулировать некоторые предложения по реализации стратегических приоритетов  РБА. связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации библиотечных кадров.

Прежде всего хочу обратить Ваше внимание на обострение проблемной ситуации в сфере среднего и высшего библиотечно-информационного образования.  Оно обусловлено: переходом на уровневую систему профессиональной подготовки  и образовательные стандарты третьего поколения;  несовершенством компетентностной модели специалиста библиотечно-информационной сферы; рассогласованностью требований к подготовке кадров на различных уровнях профессионального обучения и потребностей библиотечной практики;    напряженная кадровая ситуация в библиотечной отрасли и др.

Проекты федеральных образовательных стандартов высшего и среднего библиотечного образования разрабатывались без их публичного обсуждения. В результате  Федеральный государственный стандарта среднего профессионального  образования (ФГОС СПО) по специальности «Библиотековедение», во многом повторяя Федеральный государственный стандарта высшего профессионального  образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (в названии квалификаций, наборе компетенций, номенклатуре дисциплин и т.п.), декларирует практико-ориентированный характер обучения,  но имеет чисто «теоретическое», аналогичное наименованию научной специальности название    «Библиотековедение».

В ходе приемной кампании 2011 г. профильные  вузы и ссузы с большим трудом обеспечивали бюджетный набор абитуриентов на направления подготовки библиотечно-информационного профиля. При этом прогнозируется ухудшение ситуации вплоть до 2014 г.  

Серьезным препятствием на пути преодоления объективных трудностей переживаемого периода является, на мой взгляд,  разобщенность библиотечного образовательного сообщества. Предана забвению практика проведения межрегиональных и всероссийских научно-методических конференций преподавателей библиотечно-информационных  факультетов  вузов и библиотечных отделений  ссузов. На крупных библиотечных конгрессах, конференциях, форумах, где обсуждаются проблемы подготовки кадров,  представители библиотечной школы, в силу своей малочисленности и несогласованности позиций, не могут выдвигать консолидированные решения. Слабо реализуется базовый принцип Болонской декларации – принцип академической мобильности: обмена преподавателями и студентами, проведения мастер-классов  и обучающих семинаров по методике преподавания библиотечно-информационных дисциплин. 

Получила широкое распространение практика  издания профессиональной литературы (научной, учебной, практико-ориентированной) без внешнего рецензирования.  

Российская библиотечная ассоциация, осознавая свою ответственность за будущее библиотечной профессии,  сделала проблему подготовки кадров ключевой в своей деятельности. из приоритетов развития РБА.

В целях реализации принятых обязательств предлагаю:

1.     Инициировать проведение на корпоративных началах под эгидой РБА масштабного прикладного исследования в целях разработки Профессионального стандарта, содержащего обоснование ключевых компетенций выпускника библиотечной школы /специалиста библиотечно-информационной сферы. Предварительная договоренность с руководителями секций была достигнута на Всероссийском библиотечном конгрессе в Тюмени. Разработку методики исследования и согласование ее с заинтересованными сторонами беру на себя;

2.     Сформировать экспертный совет РБА  с функциями : а) сертификации   образовательных программ и образовательной деятельности учебных заведений и иных структур системы непрерывного библиотечного образования; б) профессиональной экспертизы учебников и учебных материалов библиотечно-информационного профиля; в) проведения конкурса на лучшее учебное издание библиотечно-информационного профиля.  Представление материалов для прохождения сертификации, получения экспертного заключения или    участия в  конкурсе осуществляется на добровольных началах. Разработку Положений о соответствующих процедурах беру на себя;

3.     Организовать в рамках очередного Всероссийского  библиотечного конгресса  или  вне его рамок (в одном из вузов культуры и искусств,  например, в КемГУКИ) специальное мероприятие (заседание проблемной группы, круглый стол, открытую дискуссию. научно-методическую конференцию  ???) , посвященное  актуальным проблемам подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Выбор формата мероприятия, разработку программы и приглашение к участию можно возложить на секцию кадров, непрерывного образования  и автора данных предложений.

4.     Подготовить коллективную монографию с рабочим названием «Технологический подход в компетентностном формате библиотечно-информационного образования». Монография включена в план работы Лаборатории инновационных образовательных технологий КемГУКИ на  2012 г.

Полагаю, это могут быть конкретные шаги, направленные на усиление влияния РБА на процессы подготовки отвечающих требованиям времени и потребностям библиотечной практики квалифицированных кадров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector