Подготовка специалистов высшей квалификации предполагает формирование навыков организации и проведения научных исследований

    Подготовка специалистов высшей квалификации предполагает формирование навыков организации и проведения научных исследований, позволяющих обеспечить становление  высококвалифицированных, творческих кадров. Особое значение наличие таких навыков имеет обучение по специальности «Прикладная информатика (по областям)». Принципиальный характер овладение технологиями проведения научного исследования  приобретает при подготовке информатиков-аналитиков. Такой подход обусловлен спецификой  предметной области  «информатика», заключающейся в ее стремительном  динамическом развитии. Это требует постоянного обновления    знаний информатика, что, в свою очередь, предполагает наличие у него комплекса знаний, умений и навыков в сфере научно-исследовательской работы.

   Любое научное исследование,  в том числе в сфере информационных технологий,  ресурсов, систем и сетей  должно начинаться с разработки его программы. От степени научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результативность проводимых иссле­дований. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских проце­дур — сбора и аналитико-синтетической обработки информации, необходимой для по­лучения теоретических выводов и практических рекомендаций.

     Построение программы исследования — это изложение и обосно­вание подходов и методов исследования объекта соответственно решае­мым задачам.  В программе, как правило, выделяют методологический и методический разделы.

      В методологический раздел входят: постановка проблемы; определение объекта и предмета иссле­дования; обоснование целей и задач исследования;  логический анализ ос­новных понятий; формулировка рабочих гипотез. Методическая часть включает: разработку стра­тегического плана исследования; описание методов сбора данных; описание схемы анализа данных.

      Организация и проведение научного исследования предполагает постановку проблемы, определение целей и задач исследования.

Непо­средственным поводом к проведению практически ориентированного  научного исследования служит реально возникшее противо­речие в социально-экономическом развитии  общества. С точки зрения развития информационных ресурсов, приобретающих особое стратегическое значение на современном этапе, речь может идти о противоречии между нарастающими потоками информации и возможностями ее адекватного представления и эффективности использования в учреждениях информационной, социально-культурной и социальной сфер.  Проблемная ситуация отображается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его органи­заций в определенных практических действиях,  а также определении путей и средств реализации этих действий.

         Для того,  чтобы приблизиться к решению проблемы,  необходимо сформулировать цель научного исследования (курсовой работы, исследовательской части курсового и дипломного проектов). Для достижения поставленной цели исследователь должен решить ряд задач, позволяющих достигнуть конечного результата научного исследования.  Цель исследования (то, ради чего проводится исследование) — выделение на основе обобщения результатов исследования существенных параметров, характеризующих состояние исследуемого объекта и его связей с окружающей средой. Например,  для темы  «Интернет-ресурсы в сфере школьного образования» целью будет являться – изучение состава и направлений использования  Интернет-ресурсов в школьном образовании.

       Задачи — то, что делается ради дости­жения цели или приближения к ней. Так, достижение поставленной в теме «Интернет-ресурсы в сфере школьного образования»  цели требует решения следующих задач:

          рассмотреть  школу как базу использования Интернет-ресурсов;

          выявить Интернет-ресурсы, используемые в сфере школьного образования;

    — проанализировать достоинства и недостатки Интернет-ресурсов в школьном образовании;

    — изучить направления  внедрения Интернет-ресурсов в школьное образование;

          охарактеризовать методику работы с Интернет-ресурсами.

        Для ограничения круга вопросов, изучаемых в ходе научного исследования,  необходимо четко определить его объект и предмет. Объект исследования — это часть реальной действительности,  существующей независимо от исследователя, которую он выбирает для изучения. Например, для темы  «Интернет-ресурсы в сфере школьного образования» в качестве объекта исследования выступает школьное образование.

Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это наиболее значи­мая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному и тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содер­жанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отра­жает, с какой целью, а главное — для решения какой социальной проблемы выбран. Например, для объекта «школьное образование» предметом могут выступать виды, формирование и использование Интернет-ресурсов  в сфере школьного образования. 

Гипотеза в научном исследовании — это научно обосно­ванное предположение о структуре исследуемых объектов, харак­тере их  элементов и связей, а также механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сфор­мулирована только в результате предварительного анализа изучае­мого объекта.

Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе исследования. В результате такого исследования гипо­тезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся поло­жениями теории, истинность которых уже доказана. Например, при исследовании Интернет-ресурсов в сфере школьного образования  одной из  гипотез может быть следующее предположение:

           использование формализованных методов при формировании контента web-сайтов  в сфере школьного образования  способствует повышению их качества.

Успешность научного исследования в значительной степени зависит от выбора наиболее результативных методов исследования. Методы научного исследования принято делить на общие и специальные (характерные для определенных областей знания). В составе общих методов научного исследования выделяют три группы: методы эмпирического исследования, методы, используемые как в эмпирических, так и в теоретических исследованиях и методы теоретического исследования. При выборе конкретных методов научного исследования студент должен опираться на знания, полученные по курсу «Организация НИР», где рассматривается не только состав методов каждой группы, но и их сущность. При выборе методов конкретного научного исследования следует иметь в виду, что ни один из них не является универсальным. Это  обусловливает необходимость комплексного их применения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector