Виды анализа информационных ресурсов

Изучение и критический анализ данных, полученных в ходе исследования информационных ресурсов, должен быть, прежде всего, связан с  их диагностикой.

    Диагностика информационных ресурсов предполагает информационное моделирование предметной области, ретроанализ ее информационных ресурсов, оценку состояния и прогноз их развития. При  диагностике информационных ресурсов используются библиометрические и  маркетинговые  подходы, позволяющие построить модель информационного рынка в определенной предметной области. 

   В процессе библиометрической диагностики выявляются следующие характеристики информационных ресурсов:

    изменение интенсивности потока первичных и вторичных документов (в том числе на традиционных и машиночитаемых носителях)  в единицу времени;

    основные этапы развития информационных ресурсов заданной  предметной области;

   круг документов, составляющих ядро  заданной  предметной области;

   круг ведущих авторов в заданной  предметной области;

    пробелы, «белые пятна» в развитии информационных ресурсов по заданной  предметной области (обрыв хронологических и семантических цепочек в развитии ИР, пробелы в библиографическом отражении предметной области, необходимость актуализации или переиздания  значимых источников информации);

    частотные характеристики использования конкретных источников информации – число пользователей базы данных, количество посещений сайтов или персональных страниц  в сети Интернет, количество выполненных запросов по базе данных, частота цитирования источника и т.п.;

    степень дублирования, фрагментарности и рассеяния  профильных ИР, темпы их старения.

    В библиометрической диагностике используются следующие виды анализа информационных ресурсов:

1.      Ретроанализ информационных ресурсов.

2.      Оперативный экспресс-анализ информационных ресурсов.

3.      Мониторинг информационных ресурсов предметной области.

    Ретроанализ информационных ресурсов предполагает их анализ с позиций хронологической шкалы. Его цель —  выявление основных этапов и закономерностей формирования ИР конкретной предметной области. При осуществлении ретроанализа ИР могут быть использованы точечный и пошаговый методы.

   Точечный метод фиксирует данные в определенных временных точках, например, через пятилетие, десятилетие и т.п. При этом избирается исходная хронологическая точка для сравнения предыдущих и настоящих результатов. Например, появление первой БД, АИС, сайта  и т.п.

    Пошаговый метод предполагает выявление и измерение информационных ресурсов в заданной предметной области равными «шагами» в обратной хронологии от современного к истокам создания определенного вида ИР. При этом на основе полученных данных могут строиться хронотематическая, хронолингвистическая, хронособытийная и хроноструктурная карты.   На хронотематической карте отмечается появление ИР по конкретным направлениям.  Хронолингвистическая карта отражает либо появление ИР на тех или иных естественных языках (русском, английском, немецком и т.п.) либо использование тех или иных ИПЯ при создании поисковых образов документов. Хронособытийная карта  дает представление о важнейших событиях жизненного цикла ИР в заданной предметной области. Хроноструктурная карта раскрывает развитие структур ИР по различным признакам: видовому, географическому, авторскому, издательскому, организационно-фирменному и др. 

    Оперативный экспресс-анализ информационных ресурсов ориентирован на оперативную оценку состояния информационных ресурсов в любой точке хронологической шкалы. Всегда за исходные значения принимается состояние ИР в предшествующий момент времени.

   Мониторинг информационных ресурсов – это непрерывное во времени наблюдение за развитием ИР в заданной предметной области. Технология мониторинга включает: библиографическое выявление ИР, статистическую обработку данных об ИР, подготовку мониторинговой справки за определенный  отрезок времени на основе оценки и интерпретации изменений, произошедших в составе, структуре  и темпах развития информационных ресурсов.

    Маркетинговый подход предполагает сегментацию рынка информационной продукции и услуг, анализ спроса и уровня конкуренции в создании ИР заданной           предметной области.   Для осуществления сегментации рынка необходимо определить принципы, методы и критерии сегментации. В процессе маркетинговой диагностики выявляются следующие характеристики информационных ресурсов: изменение сегментации рынка, изменение спроса на ИР, изменение состава потребителей;  изменение качества предлагаемых рынком ИР; изменение уровня конкуренции в создании ИР, изменения в ценовой политике. На основе полученных данных определяются тенденции развития рынка и прогнозируются его параметры.

     Использование различных подходов и методов анализа информационных ресурсов  позволяет обеспечить получение надежных, многоаспектных данных о состоянии информационных ресурсов заданной предметной области, что является основой принятия оптимальных и обоснованных проектных решений при создании баз и банков данных, информационных систем и сетей.  

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector