Новый этап развития интеграции

В 1989г. было принято важное решение о переходе от единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу. Формально начало новому этапу развития интеграции было положено Договором о Европейском Союзе. Для рассмотрения подготовленного проекта договора было созвано специальное заседание Европейского Совета. Заседание состоялось 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте — нидерландском провинциальном городе. А 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г.

Стратегия развития ЕС исходит из трех основных факторов:

1.        После завершения строительства единого внутреннего рынка, и с учетом накопленного опыта, экономическая интеграция достигла такого уровня, когда очередной практической задачей стал переход к экономическому и валютному союзу.

2.        Фундаментальные перемены в странах центральной и Восточной Европы, а также независимых государств, возникших вместо СССР, не только требуют дальнейшего укрепления ЕС и его содействия производимым ими реформам, но и открывают новые перспективы в развитии европейской интеграции.

3.    Необходимость дальнейшей консолидации ЕС диктуется также состоянием мировой экономики, обострением глобальных проблем, стоящих перед всем человечеством, и задачами укрепления мирового правопорядка, обеспечение всеобщей безопасности.

Правовая база этой сложной задачи одновременно углубления и расширения европейской интеграции – Маастрихтский договор и в переработанном и существенно дополненном варианте – в октябре 1997 года – Амстердамский.

Договор о Европейском Союзе нацелен, прежде всего, на создание экономического и валютного союза (ЭВС), то есть на углубление интеграции. Экономический союз подразумевает собой тесную координацию политики государств-членов и сближение уровней экономического и социального развития стран ЕС. Валютный союз подразумевает создание:

·         Европейской системы центральных банков стран ЕС во главе с Европейским центральным банком,

·         установление фиксированного курса валют стран ЕС между собой и по отношению к ЭКЮ,

·         введение единой валюты, после долгих дебатов получившей название ЕВРО,

·         переход к единой валютной политике в рамках ЭВС.

В договоре определены три этапа строительства ЭВС:

1.    Июль 1990 – 31 декабря 1993г. Этот этап включал в себя полную либерализацию движения капиталов внутри ЕС, завершение формирования единого внутреннего рынка, разработку мероприятий, способствующих конвергенции ряда важных экономических показателей государств-членов.

2.        1 января 1994 – 31 декабря 1998г. Был рассчитан на подготовку юридической, институциональной и административной базы ЭВС. Конкретно предусматривал создание Европейского валютного института, тесную координацию экономической политики государств-членов, создание фонда сплочения, призванного содействовать экономической конвергенции, и в первую очередь оказывать финансовую поддержку наименее развитым государствам-членам – Греции, Ирландии, Португалии и Испании.

Договор установил достаточно жесткие показатели конвергенции: предельные уровни инфляции, дефицита государственного бюджета, внутреннего государственного долга, колебаний курсов национальных валют относительно друг друга и др. Выполнение всех этих критериев являлось необходимым условием вступления в ЭВС. Их выполнение оказалось весьма трудным делом. В 1994г. только Люксембург соответствовал всем критериям, но благодаря рестриктивной макроэкономической политике установленные нормативы выполнили все государства-члены, в том числе Австрия, Финляндия и Швеция, вступившие в ЕС в 1995 г. Единственным исключением оказалось Греция. Великобритания и Дания зарезервировали за собой право сохранить собственную валюту еще в Маастрихте и подтвердили свою позицию, Швеция, став членом ЕС также воздержалась от введения евро. В июне 1998г. Европейский валютный институт был преобразован в Европейский Центральный банк и началось изготовление банкнот и монет евро.

3.        Заключительный этап строительства ЭВС. Продлился до 30 июня 2002 г. Вступили в действие ЕЦБ и Европейская система центральных банков, в которую входят все ЦБ стран, присоединившихся к ЭВС. Новая валюта поступила в обращение сначала для обслуживания банковских операций и безналичных платежей, совершаемых любыми юридическими или физическими лицами, для размещения выпусков новых государственных ценных бумаг. С 1 января 2002 г. началось обращение евро в виде банкнот, и лишь 1 июля 2002г. валюты государств, вошедших в ЭВС, полностью утратили свои функции и были изъяты из обращения.

Содержание договора о Европейском союзе содержит задачу формирования “Европы граждан” и существенное расширение сферы политического сотрудничества на уровне ЕС. Этот компонент включает в себя введение европейского гражданства, демократизация процесса принятия решений на уровне Союза, в том числе путем расширения полномочий Европарламента, а также существенное расширение сотрудничества в сферах культуры и образования.

Сразу заметим, в Договоре о ЕС сведены воедино несколько блоков, направлений, некоторые из которых по значению своему могли бы быть оформлены отдельными документами. Договор содержит 7 разделов. В разделе I «Общие условия» провозглашается учреждение Евросоюза, определяются его главные цели, принципы построения. Наиболее значимым, весомым по содержанию является раздел П «Положения, изменяющие Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество, с целью учреждения Европейского сообщества». В нем уточнены основные направления деятельности Сообщества, закреплена его обновленная институционная система, установлено гражданство ЕС, обновлены положения об экономической и валютной политике, включая механизмы их реализации. Дальше идут разделы, в которые вносятся изменения в другие два учредительные договора: раздел Ш «Положения, дополняющие Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали», раздел IV «Положения, дополняющие  Договор, учреждающий Европейское сообщество по атомной энергии». Вслед изложены два раздела, которые и ознаменовали новые направления интеграции.

            Раздел V «Положения об общей внешней политике и политике безопасности» и раздел VI «Положения о сотрудничестве в области правосудия и внутренних дел». Договор о ЕС завершается разделом VII «заключительные положения».

             Отметим самые главные моменты содержания Маастрихтского договора. Европейский Союз создан на основе Европейских Сообществ с учетом политики и форм сотрудничества, предусмотренных Договором. Общие положения занимают в нем мало места. Основное внимание уделяется нововведениям. При этом существенно изменяется Римский договор 1957 г. о ЕЭС, по Договору ЕЭС было переименовано в Европейское Сообщество. Это определенно связано с расширением круга его задач, например, его заметная функция состоит в охране окружающей среды.

            Как никогда объемно очерчена в Договоре сфера внешней политики и общей политики безопасности, что говорит о намерении государств-членов перейти к более высокому уровню согласования своих действий на международной арене. В Маастрихтском договоре заявлено, что «Союз начинает проводить общую внешнюю политику и общую политику безопасности» (ст.7).

            Выделены в отдельный общий раздел (VI) положения о сотрудничестве в сфере правосудия и внутренних дел. Такое сотрудничество не предусматривалось ни Парижским, ни Римскими договорами. Это довольно широкая сфера, т.к. согласовывается политика предоставления убежища, правила пересечения границ государств-членов и иммиграционной политики, включая вопросы борьбы с несанкционированной иммиграцией; условия проживания граждан третьих стран на территории государств-членов; борьба с злоупотреблениями в международном масштабе; правовое сотрудничество в области уголовных, гражданских, таможенных дел и др.

            Принципиальное значение имело закрепление в Договоре института гражданства ЕС, что связано с признанием основных прав человека и политической интеграцией.

Специфика Маастрихтского договора состоит в том, что на базе всех трех сообществ, — а ни одно из них не было упразднено, равно как не произошло и их слияния, — был создан Европейский Союз. Хотя в Договоре и сказано, что ЕС учрежден на базе не одних только сообществ, а дополнен сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с Договором, практически он представляет собой структуру, объединяющую все три сообщества и реализующую идею их единства.

На встрече в Маастрихте подчеркивалось, что ЕС является открытой для других европейских стран, но для вступления в него предполагаются определенные условия: признание Парижской хартии, Хельсинских соглашений и других международных актов, касающихся разоружения, нераспространения ядерного оружия, нерушимости границ, соблюдения свобод и прав человека.

А в феврале 1992 г. А в феврале 1992 г. подписывается договор об учреждении Европейского Союза. В 1995 г. в состав ЕС входят еще Швеция, Финляндия и Норвегия. Недавно ЕС одобрило скорое вступление Польши, Венгрии, Словении и Эстонии. В ЕС хотят вступить практически все страны Европы, даже Турция и Марокко. Существует также и частичное членство в ЕС. Речь идет о развивающихся странах, на товары которых существуют низкие таможенные пошлины в странах ЕС. Это прежде всего страны Южной Африки и Карибского Бассейна.

Руководящими органами ЕС являются Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд. В состав высшего органа ЕС — Совета- входят по одному представителю от каждой страны-участницы, обычно министр экономики, финансов или торговли. Главный исполнительный орган — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики — Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития. Существуют различные экологические соглашения. ЕС выступает полноправным участником многих встреч. Его представители есть даже в других организациях и интеграционных группировках, как, например, в АСЕАН.

Основы бюджета составляют расходы и доходы по отрасли сельского хозяйства, а также расходы на структурные фонды, различные региональные политики, экологические программы, управленческие расходы и расходы, направленные на помощь развивающимся странам. Большое значение предается и всевозможным научным и образовательным программам. Здесь главное место занимает сотрудничество университетов и обмен студентами. Поддержка перспективных и проблемных отраслей промышленности. Отдельный раздел политики — поддержка малых и средних предприятий, которая сводится к предоставлению налоговых льгот, формам кредита и становлению кредита в коммерческих банках, упрощенному порядку регистрации. Главная причина поддержки этого вида бизнеса заключается в том, что именно здесь создано большинство рабочих мест. Еще часть расходов ЕС приходится на научно-технический потенциал, создание информационных баз, стимулирование космических исследований, проекты совершенствования телекоммуникаций, ядерной энергетики

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector